Jay-Jay Johanson представил в Москве новый альбом «Cockroach»
Jay-Jay Johanson
Где: "Гоголь-Центр"
Когда: 4.11.2013 г.
Нельзя сказать, что Джей-Джей Йохансон редкий гость в России: в среднем, он навещает столицу раз в год, кроме того, география его выступлений расширилась за счет таких удаленных от избалованных вниманием известных артистов Москвы и Санкт-Петербурга городов как, например, Челябинск и Екатеринбург. И хотя раньше концерты случались еще чаще и проходили на более вместительных площадках, очевидно, что и по сей день талантливый швед — певец, музыкант, композитор, поэт, художник — любим российской публикой, преимущественно, в разной степени одаренными творчески и настроенными лирически представителями интеллигенции.
К тому же, Джей-Джей не прекращает творить, и после некого периода поисков и самокопания, кажется, снова обрел уверенность в себе и чувство хита. Новый альбом «Cockroach», российская презентация которого состоялась в «Гоголь-Центре» Кирилла Серебренникова 4 ноября 2013 года, выглядит более разноплановым и даже в какой-то мере ироничным и оптимистичным, в отличие от пары предыдущих, а на отдельных треках возвращает в золотые времена расцвета трип-хопа. Сет-лист концерта выстроился в той же ностальгической канве: «Cockroach» был представлен четырьмя композициями, зато ровно половина прозвучавших песен приходилась на первые три альбома, выпущенные с 1996 по 2000 год. Меньше всего внимания было уделено акустическому «Self-Portrait» и электроклэшевым «Antenna» и «Rush» (из последнего не было взято и вовсе ни одной композиции). Довершал картину новый-старый имидж певца, отказавшегося от длинных волос.
Концерт показался одним из лучших за долгое время по нескольким причинам. Помимо удачного сет-листа, оптимального состава (вокалист, клавишник и сессионный барабанщик), была выбрана и очень подходящая площадка. Кажется, в антураже театра музыка, а главное, вокал Йохансона воспринимаются глубже — не в последнюю очередь из-за того, что публика слушает сидя. Зал «Гоголь-Центра» не назвать камерным, но все же там довольно уютно, особенно на скамьях амфитеатра с разложенными подушками. Мягкий свет и такой же звук создают именно ту атмосферу, которая позволяет внимать музыке. Кажется, что на концертах Йохансона совсем отсутствуют случайные зрители: видно, что все внимательно слушают и наслаждаются представлением, почти не слышно разговоров и комментариев, аплодисменты вступают ровно там, где нужно, позволяя музыкантам до конца исполнить произведения в тишине — а некоторым она просто необходима. И это вовсе не значит, что публика была лишена эмоций — напротив, в промежутках между песнями даже удивительно было слышать столь бурное рукоплескание, перешедшее в овации ближе к завершению программы. Когда группу вызывали на бис, в зале стояли шум и топот как на стадионном концерте какой-нибудь сверхпопулярной рок-группы.
В восемь вечера двери в зал открылись, и публика довольно бысто заполнила места. Куратор музыкального направления «Гоголь-Центра» Сергей Васильев представил артиста, и на сцену вышли Джей-Джей Йохансон и два участника группы. Неизменный клавишник Эрик в этот вечер управлялся с двумя инструментами — электромеханическим и акустическим фортепиано, и нередко пускался в импровизации. Первой была исполнена «Mr Fredrikson» из презентуемого альбома «Cockroach», следом за ней прозвучали «Dilemma» и «Escape», во время последней зажегся экран позади сцены. Видеоряд оказался не нов: это был вдохновленный кумиром Джей-Джея Энди Уорхоллом часовой черно-белый фильм, в котором запечатлены друзья музыканта, уже демонстрировавшийся в предыдущем турне (клип на песню «On the Otherside» представляет собой его укороченную версию).
Джей-Джей душевно поблагодарил москвичей за приглашение, после чего прозвучала самая русская песня в его репертуаре — «Time Will Show Me» — по легенде, сочиненная во время пребывания музыканта в России. После исполнения новой «I Miss You Most Of All» певец сообщил, что именно в день концерта состоялась европейская премьера этого сингла, и в продолжение объявил самый первый сингл, с которого начиналось восхождение его звезды без малого 17 лет назад — «It Hurt Me So». Спетая через несколько номеров еще одна композиция из дебютного альбома «Whiskey» — «So Tell the Girls That I Am Back in Town» — вызвала предсказуемое оживление в зале, в первую очередь, среди девушек, к которым и обращался герой истории. Некоторое время музыкант избегал этой песни, как и другой «визитной карточки» — «On the Radio», но теперь были исполнены обе, да и в целом, программа очень напоминала «Best of», благо, репертуар Йохансона включает уже около 120 песен, и есть из чего выбирать.
Дальше больше: хит 2007 года «She Doesn’t Live Here Anymore», во время которого на время оставшийся без дела барабанщик фотографировал зал; минутная «Liar», которая, будто для проформы, упомянула альбом «Self-Portrait»; еще одна новая песня («Hawkeye») и «старое вечное доброе» — «Believe In Us», «Milan Madrid Chicago Paris». Обновленная «Tomorrow» из альбома с рыжеволосым андрогином на обложке плавно перешла в «Quel Dommage», после чего точку в основной программе поставила «I’m Older Now», стартовавшая акапелла. Во время инструментального проигрыша Джей-Джей прихлопывал, и зал подхватил несложный бит.
На бис вызывали отчаянно, как уже было отмечено выше — шумели как могли. Вскоре на сцену вернулись Джей-Джей с Эриком и вдвоем исполнили по-маккартниевски мелодичную «On The Otherside», а за ней была так же прекрасная, но несправедливо подзабытая «Whispering Words». Тут уже певца просто завалили цветами — и без того очевидно довольный приемом, он расплылся в улыбке. На этой волне, с уже подключившимся барабанщиком, была сыграна самая громкая песня концерта — «Rocks in Pocket», закончившаяся аутро «Prequiem» и очередным было прощанием. Но для полного счастья не хватало жирной точки в виде хита «On the Radio», и он прозвучал, причем, в привычной танцевальной, а не демо-версии, чего давно не случалось. Расчувствовавшийся певец, исполнявший песню с охапкой цветов и неведомым коктейлем в руках, только теперь стал немного недотягивать свою партию, но никто уже не собирался придираться: весь зал аплодировал стоя и подпевал... Был еще один трогательный момент: Джей-Джей составил компанию Эрику, и на короткое время оказались задействованы оба пианино. «See You Soon!» — крикнул на прощание Йохансон, и, хотя и прежде не было сомнений, после этого, в том, что очередное свидание с музыкантом состоится очень скоро, можно быть уверенным на 140%.
Фотогалерея. Джей-Джей Йохансон: концерт в «Гоголь-Центре» и автограф-сессия в магазине «Республика» на Новом Арбате 4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.
- Джей-Джей Йохансон в «Гоголь-Центре» 3-4 ноября 2013 г.