2011 в музыке
2011-й год выдался насыщенным по количеству, но умеренным по музыкальному великолепию альбомов. Совершенно исключительные пластинки можно пересчитать по пальцам, а вот просто хороших, и даже отличных под настроение, вышло предостаточно. По итогам года фаворитом немалого количества изданий стала англичанка PJ Harvey («Let England Shake»). Заслуженно, хоть и несколько серьезных конкурентов в борьбе за пальму первенства у нее были. Зимой масштабную шумиху устроили Radiohead («The King of Limbs»), сумевшие снова застать всех врасплох неожиданным выпуском альбома. Также радиоголовые умудрились поделить поклонников на восхищенных и негодующих своим новым полноформатником. Споры и дискуссии продолжались весь год, и до сих пор музыкальная общественность не определилась, как относиться к лонгплею «The King of Limbs». Певица Бьорк же удивила амбициозным мультимедийным проектом «Biophilia», примечательным не столько новыми песнями, сколько общей идеей и ее реализацией. Американцы R.E.M. объявили о своем распаде. А оба брата Галлахера из распавшихся Oasis выпустили по альбому: Лиам в составе группы Beady Eye, а Ноэл, хоть и тоже с группой, но его пластинка воспринимается скорее как сольная работа. Так что фанатам пришлось сравнивать и выбирать между братьями. В остальном же, год как год. Разве что, немало групп, на чьи альбомы возлагали большие надежды, оправдывали ожидания через раз.
С успешными дебютами в 2011-м году выступили:
- Still Corners (дрим-поп, шугейз, «Creatures of an Hour», Великобритания);
- Ghostpoet (абстрактный хип-хоп, «Peanut Butter Blues & Melancholy Jam», Великобритания);
- CANT (Крис Тейлор из Grizzly Bear, инди-электроника, «Dreams Come True», США);
- Chapel Club (инди-рок, «Palace», Великобритания);
- James Blake (соул-дабстеп, «James Blake», Великобритания);
- Jamie Woon (соул, «Mirrorwriting», Великобритания);
- The Weeknd (электронное р'н'б, диск-компиляция «House of Balloons», Канада);
- Katy B (электропоп, «On a Mission», Великобритания);
- Emika (электропоп-дабстеп, «Emika», Германия-Великобритания);
- Cat's Eyes (проект Фэриса Бэдвана из The Horrors, дрим-поп, «Cat's Eyes», Великобритания);
- Shine 2009 (дрим-поп, «Realism», Финляндия);
- Austra (электропоп, «Feel It Break», Канада);
- Mark Stoermer (участник The Killers, кантри-рок, «Another Life», США).
Из уже упомянутых выше братьев Галлахеров явно блеснул композиторским талантом старший Ноэл с рок-альбомом «Noel Gallagher's High Flying Birds». Еще отличные рок-пластинки в этом году мы услышали от The Black Keys («El Camino», США), The Boxer Rebellion («The Cold Still», Великобритания), The Raveonettes («Raven in the Grave», Дания) да, скорее, инди-поповых The Rosebuds («Loud Planes Fly Low», США).
Синдром второго альбома вполне успешно пережили, во-первых, крайне популярные нынче певицы: Adele (поп-соул, «21», Великобритания), Florence + The Machine (арт-поп, «Ceremonials», Великобритания) и Lykke Li (арт-поп, «Wounded Rhymes», Швеция). Чуть менее популярная датчанка Oh Land (электропоп, «Oh Land», Дания) записала одноименный студийник, на голову выше своего дебюта. Даунтемпо-трип-хоповый британский коллектив Stateless многим пришелся по душе новой работой «Matilda». Ранее инди-роковые американцы The Drums на «Portamento» приобрели отличное пост-панковое звучание с элементами инди-попа и синтипопа. Нашумевшие в свое время фолк-музыканты Fleet Foxes из США записали альбом, идентичный первому, так что, кому нравился дебютник, тому понравился и второй релиз «Helplessness Blues». Очаровательнейший инди-фолковый альбом «Tamer Animals» мы услышали от американцев Other Lives. Инди-рокеры Smith Westerns («Dye It Blonde», США) тоже не ударили лицом в грязь, как и шугейзеры The Pains of Being Pure at Heart («Belong», США). Еще занятным был Neon Indian (чиллвейв, «Era extraña», США).
Сдали позиции, в сравнении с предшествующими релизами, Jay-Jay Johanson (электроника, «Spellbound», Швеция), Fink (соул-акустика-фолк, «Perfect Darkness», Великобритания), IAMX (электроника, «Volatile Times», Германия-Великобритания), Little Dragon (электропоп, «Ritual Union», Швеция).
Американский фолк-певец Bill Callahan порадовал новой работой «Apocalypse». Все набирающие популярность электророкеры VETO из Дании выпустили третий свой полноформатник «Everything Is Amplified», а их солист Troels Abrahamsen успел еще за каких-то пару месяцев и сольную электронную пластинку «Unset» записать да выложить в сети. Австралийцы Snowman воистину удивили публику роскошным атмосферным арт-роковым релизом «∆bsence». Ровно так же сумели увлечь слушателей медитативные американцы Sun Araw с дроун-альбомом «Ancient Romans». Под конец года еще хип-хопперы The Roots из США представили «undun», причем в том году у них также выходил новый альбом.
В электронике неплохие, но местами скучноватые, альбомы вышли у немки Ada («Meine Zarten Pfoten», к слову, у нее это второй полноценный релиз, но промежуток между ними составляет чуть ли не восемь лет), англичан Cicada («Sunburst»), британского дабстеп-тандема Kode9 & The Spaceape («Black Sun»), вернувшихся из небытия манчестерцев Lamb («5»), чиллвейв-американца Toro Y Moi («Underneath the Pine»). Moby со своим «Destroyed» придется по вкусу совсем уж заядлым поклонникам. Канадцы Junior Boys совсем ничем не удивили на «It's All True». Да и немец Apparat, от которого ждали чуда, выдал не яркий, но ровный достойный альбом «The Devil's Walk». А вот действительно хороша была троица из минимал-электронщиков: бразилец Gui Boratto («III»), немец Isolée («Well Spent Youth») и швед The Field («Looping State of Mind»). И особенно интересными получились High Places (электропоп, «Original Colors», США).
Из русскоязычных исполнителей необходимо упомянуть, в первую очередь, конечно же, Дельфина с альбомом «Существо», по звучанию представляющим собой нечто усредненно-меланхоличное, в духе последних работ музыканта. Далее идет москвич Mujuice с «Downshifting» — Рома Литвинов сумел записать необычайно простую, но по-русски мелодичную пластинку. И хочется найти, за что ее можно поругать, да все равно покоряет она практически необъяснимым своим шармом. На обломках распавшейся группы 2H Company (абстрактный хип-хоп), сформировалась компания питерских музыкантов Есть Есть Есть. Их оригинальный, сатирический и в чем-то грустный альбом «Дорогой мой человек» настоятельно рекомендуем для вдумчивого прослушивания. 4 Позиции Бруно передали всем привет из Екатеринбурга очередным экспериментально-электронным лонгплеем «Многоножки и Сердцеедки». Великолепные авангардисты АукцЫон из Санкт-Петербурга подарили музыкальному обществу «Юлу», а белорусы Петля Пристрастия «Гипнопедию».
И, наконец, об удачах и невезениях артистов, которые у всех на слуху. Канадка Feist (арт-поп, «Metals»), британцы Kaiser Chiefs (инди-рок, «The Future Is Medieval»), The Kills (инди-рок, «Blood Pressures») и Patrick Wolf (арт-поп, «Lupercalia») выпустили беззубые предсказуемые альбомы, хотя, не без приятных моментов. Американцы The Strokes (инди-рок, «Angles») выдали в общем-то добротную пластинку, но уж слишком она невыразительна на фоне остальных уважаемых работ коллектива. Манчестерцы Elbow («Build a Rocket Boys!») взяли интересный курс от инди в арт-рок, но, порой, они слишком скучны. Распавшиеся R.E.M. помахали на прощание узнаваемой по своему рок-стилю «Collapse Into Now». Вознесенные некогда чуть ли не до небес англичане The Horrors («Skying») вернулись с чересчур лайтовой версией того сногсшибательного пост-панкового саунда, за который их все и полюбили. Американцы Wilco тоже решили поиграться в арт-рок, что им удалось на ура, правда, большую часть «The Whole Love» все равно составляют композиции, выполненные в известной рок-фолковой манере. А вот знаменитые англичане Coldplay («Mylo Xyloto») умудрились скатиться в откровенную попсу, пусть и веселую, жизнерадостную, разочаровав тем самым огромное количество своих поклонников, не переносящих попс. Вот такие были интересные альбомы, не вошедшие в итоговую тридцадку.
Top-30 лучших альбомов 2011:
Места с 30 по 21
Места с 20 по 11
Места с 10 по 1