Тринадцатый шаг: интервью с Soulsavers
Фронтмен Depeche Mode Дэйв Гаан и Рич Мачин из Soulsavers рассказывают о совместном альбоме «The Light the Dead See».
Проект родился во время участия Soulsavers в европейском туре Depeche Mode в 2009 году?
Рич Мачин: Да, иначе бы наш разговор не состоялся.
Дэйв Гаан: Да, мы бы сейчас с вами не разговаривали. Я фанат Soulsavers. Слежу за их творчеством, как и Марк Ланеган, он меня с их музыкой и познакомил. А потом у них появилась возможность принять участие в нашем туре.
Был ли творческий интерес взаимным?
РМ: Да, в определенный момент я находился под сильным влиянием Depeche Mode. «Violator» вышел, когда мне было только 14 лет, а когда вышел альбом «Songs of Faith and Devotion», я подрабатывал в музыкальном магазине. В то время формировался мой музыкальный вкус, и до сих пор эти альбомы – одни из самых любимых. Они помогли мне сформироваться как музыканту, в особенности «Violator».
Мартин Гор и Винс Кларк недавно сотрудничали в рамках проекта VCMG, но Гор сказал, что во время этой работы между ними не было никаких личных контактов. А как выглядит ежедневный рабочий процесс у вас двоих?
ДГ: Ну, зная их обоих, я бы сказал, что у нас все было совсем по-другому [смеется]. В хорошем смысле, к тому же у них был чисто электронный инструментальный проект. Я слышал лишь пару треков, но, мне кажется, это совсем другая музыка. Наверное, у них все началось с того, что Винс хотел чтобы Мартин привнес свою мелодику, а Мартин как раз тогда был свободен, так что он сделал свой вклад в проект. Я заметил, что Мартин определенно стал более открытым за последние пять лет, он может запросто свернуть с намеченного пути. Меня это удивило, на самом деле. Но у нас с Ричем все было совсем по-другому.
Меня сильно поразил один трек с альбома «The Light the Dead See» — «Presence of God» (Присутствие Бога), и то, как в нем представлено это глубокое ощущение религиозного и духовного видения. Вы разделяете страсть к подобным понятиям. Потому что, несмотря на свою тяжесть, это понятная и простая песня.
ДГ: Да, она очень простая и прямолинейная по тексту, но, в тоже время, появление текста вдохновили сложность и ощутимая глубина музыки. Рич наиграл мне эти аккорды, и слова появились сами. Когда такое случается, нужно просто оставаться открытым. Этому нет рационального объяснения, ты просто чувствуешь нечто и думаешь: «Вау, что это было?».
В таком случае, ты чувствуешь в себе эту перемену, как сонграйтер, творчество которого характеризуют, как имеющее некое духовное начало?
ДГ: Определенно. Это совместное написание песен стало для меня как бы недостающим элементом головоломки. За эти полтора года, что мы писали песни, бывали моменты, когда я сам себя удивлял – заканчивал работу и думал – «А круто получилось-то!».
Что касается этого поиска духовного удовлетворения — когда вы сошлись, как бы вы охарактеризовали…
ДГ: Я рад, что тебя это смущает [смеется]. Меня тоже.
Духовность смущает людей.
ДГ: Да, когда все говорят об этом, когда упоминают имя божье всуе… и поэтому я использую это слово.
Потому что оно смущает людей?
ДГ: Потому что оно смущает не людей, а меня. Я испытываю дискомфорт от того, что мне нужно смириться с существованием чего-то большего, чем я сам. И я не говорю, что это – бог, но в этой Вселенной есть какие-то высшие силы.
Рич, как бы ты охарактеризовал высшие силы во Вселенной?
РМ: Ты знаешь... я не знаю [смеется]. Такое дело. У меня проблема в общении с людьми, которые не разделяют религию и духовность. Это разные вещи. То, что ты – духовная личность, не значит, что…
...что ты ходишь в церковь по воскресеньям.
ДГ: Я ни в какую церковь не хожу [смеется].
РМ: У меня есть сложности с подобными вещами, но я от природы очень любознательный. Хотя есть вопросы, на которые я вряд ли найду ответы.
Дэйв, ты постоянно живешь в США, я уверен, ты в этом году вдоволь посмеялся над Республиканскими кандидатами, когда они начали говорить о Боге.
ДГ: Я нахожу это весьма забавным [смеется]. Это комедия типа «South Park». Они похожи на персонажей «South Park», не так ли? Куда деваться. Джону Стюарту не придумать лучшего сценария для своего шоу.
Мы живем в странном мире, да? Мы все знаем, что все это — чушь собачья. Только музыка держит меня здесь. Это единственное, на что я мог положиться в своей жизни, и она вытаскивала меня из таких мест, из которых многие бы не смогли выбраться.
Часто ли ты вспоминаешь не только о своей прошлой наркотической зависимости, но и о болезни, которую ты победил пару лет назад? Эти последствия отзываются в текстах песен?
ДГ: Такова жизнь. Разное случается, какую-то боль ты причиняешь сам себе, с чем-то ты не можешь ничего поделать.
Рич, все разнообразнейшие приглашенные вокалисты, с которыми работали Soulsavers – Марк Ланеган, Гибби Хейнс, Джейсон Пирс, а теперь и Дэйв – прошли через наркотическую зависимость. Ты не знаешь, почему этих парней, переживших похожие неприятности, притягивало к Soulsavers?
РМ: Нет. Не думаю, что они делали это осознанно.
ДГ: Ты же не думаешь, что: ой, завтра надо бы стать торчком! Это происходит от недовольства своей жизнью, самим собой. И это касается не только музыкантов. У нас у всех есть проблемы, и мы все ищем пути их решения.
Но вы не задумывались об этом во время работы над проектом?
РМ: Я никогда не думал об этом. Никому не выдают мой телефонный номер при выписке из реабилитационного центра. Я – не 13-й Шаг [смеется] (имеется в виду программа реабилитации наркоманов «12 шагов» — прим. пер.). Честно говоря, я не помню о таких вещах при общении с людьми. Я люблю и уважаю их, а об остальном я не задумываюсь.
Дэйв, после завершения этого проекта – пар выпущен – ты возвращаешься к работе с Depeche Mode. Мартин сказал удивительную вещь: что работа над сторонним проектом с Винсом Кларком придала ему сил для создания нового альбома Depeche Mode.
ДГ: Не слышал, чтобы Мартин говорил подобное, но здорово, что у него есть такое ощущение, это было заметно, когда я тусил у него дома недавно. В Мартине явно происходят изменения — в том, что его волнует предстоящая работа. В этот раз он прямо таки загонял нас в студию для того, чтобы поработать над песнями. Так было не всегда [смеется]. Обычно мы не такие. Мы очень английские [смеется]. Трудно объяснить, дело в воспитании.
Вы записывали альбом в Нью-Йорке?
РМ: Я уже сбился со счета. Мы писали его в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне, Берлине, Сиднее… не знаю.
То есть вы как будто уже были в туре во время записи.
РМ: В том-то и ирония, это был такой грандиозный процесс, но в итоге мы, бывало, записывались у кого-нибудь в гостиной.
Как это отразилось на конечном продукте?
РМ: Без проблем – если это звучит хорошо, почему бы и нет? Довести звук можно и позднее в студии. У меня такой подход – лови момент! – это был невероятный рабочий процесс.
Будут ли у вас совместные живые концерты?
ДГ: Я думаю, что это — начало чего-то, я уверен, в будущем мы еще сделаем что-то вместе, что удивит меня еще больше.
Поклонники альбома «The Light the Dead See» не будут разочарованы в будущем.
ДГ: Думаю, что не будут. Я считаю, что люди будут говорить об этом альбоме.
Прослушать альбом Soulsavers — «The Light the Dead See» можно в обзоре на нашем сайте.