Animal Collective «Centipede Hz»
Animal Collective
Centipede Hz
Дата релиза: 03.09.2012
Жанр: Экспериментал
Происхождение: Балтимор, Мэриленд (США)
Лейбл: Domino
Оценка Trill:
2009 год можно с уверенностью назвать временем триумфа балтиморского квартета (трио на тот момент) Animal Collective и их выдающегося альбома «Merriweather Post Pavilion». В этой работе коллективу удалось как никогда безупречно профильтровать сумасбродную экспериментальную основу своего творчества через пласт красочной изобретательной поп-музыки. Поэтому песни получились необычными и, в то же время, за считанные доли секунды глубоко проникающими в сердце слушателя.
Помимо именитого лонгплея, за последние несколько лет плодовитая на релизы группа успела выпустить еще несколько общих работ вроде концертного бокс-сета «Animal Crack Box», психоделичного фильма «ODDSAC» и шикарного мини-альбома «Fall Be Kind». Также гитарист Avey Tare (Дэвид Портнер) выпустил сольный альбом «Down There», а барабанщик Panda Bear (Ноа Леннокс) — «Tomboy».
Новый полноформатник «Centipede Hz», уже девятый по счету в дискографии, после первого с ним ознакомления оставляет впечатление, что Animal Collective вернулись из поп-идиллии к неудобоваримому хаосу, характерному ранним работам музыкантов. И тут кроется главный подвох: либо слушатель тут же забрасывает пластинку куда подальше без попыток разобраться в этой «каше», либо ставит альбом на повтор. Терпеливых ждет награда: раз за разом из нераспутываемого нагромождения звуков и шумов «Centipede Hz» начнут вырисовываться полноценные завораживающие мелодии, неожиданные уловки, забавные примочки и хитрые переходы.
Выпустив «Strawberry Jam» в 2007 году, группа через какое-то время попрощалась с гитаристом Deakin (Джош Дибб). Музыкант решил заняться своими проектами отдельно от Animal Collective. В записи «Merriweather Post Pavilion» он не участвовал, зато вернулся в коллектив к студийным сессиям для «Centipede Hz», ради которых вся группа вернулась в родной город Балтимор. Было решено, что звучание на этот раз должно получиться «живым». Также для эффекта непрерывности музыки альбом нафаршировали радиошумами, помехами, посторонними звуками (здесь явно Geologist, он же Брайан Уайц, дал волю своей фантазии), в результате чего, каждая композиция перетекает из одной в другую.
Возвращение Дибба в состав ознаменовано появлением на пластинке Animal Collective трека, где Deakin впервые выступает в качестве лидирующего вокалиста. На фоне обычно поющих Дэвида и Ноа, Джош нисколько не потерялся. В песне «Wide Eyed» он поет о взрослении и готовности к переменам: «Though I'm overwhelmed at times I find that I'm less afraid of change» (Хоть временами я и сбит с толку, но перемены теперь пугают меня гораздо меньше)".
Ноа Леннокс записал для «Centipede Hz» две песни. Красивая, игривая «Rosie Oh» под звуки будто бы работающей машины повествует о выборе одиночества. Эмоциональный пик здесь достигается с помощью волнительного перехода от повтора строчек «I'm on my own» (Я сам по себе) к повышенным интонациям на «I'd like to embrace it all» (Я хочу все это принять). Идеи для другой композиции «New Town Burnout» появились у музыканта еще во время записи сольного альбома «Tomboy», поэтому песня так напоминает будто бы неизданный би-сайд к той пластинке.
Остальные композиции исполняет Avey Tare. Песня «Father Time» получилась слабее остальных, зато она в полной мере отражает тематику и глубокомысленность всего альбома: перемены, взросление, приобретаемая с годами мудрость, размышления о прошлом. Ей вторят треки «Moonjock», где Дэвид предается воспоминаниям под марширующие ударные, и «Applesauce», где он сетует, что все в жизни быстро проходит и изменяется с течением времени.
Темпераментная «Today's Supernatural» вдохновляет на решительные действия: «You'll find something you believe that you should do, and sometimes it won't come so easy but sometimes you gotta go get mad (Ты найдешь дело, в которое будешь верить. Не всегда все будет гладко, иногда придется выйти из себя)». Выкрики Дэвида «Come on, let go» и чуть ли не грузинская мелодика заставляют кровь в жилах ходить ходуном. Увлекательны переходы в песнях Портнера от бурного ора до сентиментальных затиший, а потом снова в самую пучину эмоций.
Схожи в перепадах настроений удивительные «Monkey Riches» и «Mercury Man». Первая бодрит, вторая же душит минорным надрывом: «Two humans beings. I'm upset, you're upset. What's to be done? (Два человека. Я расстроен, ты расстроена. Что же делать?)». Следующая за ними короткая песня «Pulleys», в контрасте, представляется практически медитативной. Завершается же альбом барабанным треком «Amanita». В нем сосредоточились все переходы и перепады «Centipede Hz», начиная с медленного темпа, переходящего в гитарный накал, и заканчивая скачущим ускорением в унисон поющему Дэвиду и подпевающему Ноа.
«Centipede Hz» неочевиден и многослоен. В плане доступности и понятности для публики, он, безусловно, проигрывает и «Merriweather Post Pavilion», и другому исключительному альбому «Strawberry Jam». В целом же, по музыкальной и смысловой составляющей он им уступает, но не катастрофически сильно. В любом случае, Animal Collective никогда не гнались за успехом и признанием, чтобы пытаться повторить свои победы. Они продолжают идти дальше, разве что, не каждому слушателю всегда с ними по пути.