Moby «Innocents»
Moby
Innocents
Дата релиза: 30.09.2013
Жанр: Электронная
Происхождение: Дэриен, Коннектикут, США
Лейбл: Little Idiot, Mute Records
Пожалуй, последним по-настоящему оригинальным и свежим альбомом Моби был «Hotel», записанный в 2005 году. После этого музыкант ударился в самоповторы: на следующей пластинке «Last Night» он ностальгировал по собственному танцевальному звучанию эпохи ранних 90-х, а на выпущенном годом позже «Wait For Me» доминировали околоэмбиентные композиции, граничащие по уровню с материалом, который раньше Моби оставлял для би-сайдов. Чуть живее и разнообразнее была последняя работа «Destroyed», представлявшая собой более удачную комбинацию из упомянутых выше элементов, но, в сущности, не предлагавшую новых идей. В связи с этим сложно сказать, был ли одиннадцатый альбом Моби «Innocents» по-настоящему долгожданным — все же надежда на то, что знаменитый электронщик еще сможет удивить, несколько угасла. И первый трек «Everything That Rises», казалось бы, полностью оправдывает этот скепсис — если слушать его вслепую, можно легко предположить, что эта композиция была записана для любого из релизов Моби последних 10 лет, потому что разницы в звучании нет никакой. Это с самого начала вызывает довольно сильное предубеждение против остальной музыки на альбоме. Но на поверку оказывается, что тревога была ложной.
«Innocents» оказался гораздо более крепкой и впечатляющей работой, чем можно было ожидать, хоть он и базируется на давно знакомых и ставших традиционными для Моби приемах. Своей силой альбом обязан прежде всего приглашенным вокалистам — на семи из двенадцати композиций поют хорошие друзья или знакомые американского музыканта. Причем на этот раз Моби сделал по-настоящему новый шаг — наряду с уже привычными чернокожими соул-исполнительницами он пригласил к сотрудничеству вокалистов-мужчин (если раньше на альбомах Моби и присутствовал мужской вокал, то он всегда принадлежал ему самому). Причем речь идет о певцах из стилистических областей, которые обычно никак не ассоциируются с музыкой, которую играет Моби, — это инди-исполнитель Дэмиен Джурадо из Сиэттла, фронтмен The Flaming Lips Уэйн Койн и Марк Ланеган, игравший в Screaming Trees и Queens Of The Stone Age. Именно эти люди оживляют звучание Моби и воскрешают то волшебство, благодаря которому вошли в историю альбомы «Play» и «18». Дэмиен Джурадо делает из композиции «Almost Home» прекрасную, воздушную, трогательную балладу, почти не уступающую бессмертной «Porcelain». Сингл «The Perfect Life», на котором Моби поет дуэтом с Уэйном Койном, — это ненавязчивая и легкая, воодушевляющая поп-песня в духе прошлогоднего хита fun. «We Are Young». Едва ли не самый цепляющий номер на «Innocents» — трек «The Last Day», записанный с певицей Скайлар Грей. Это практически новый «Natural Blues» — здесь есть сэмпл из старого спиричуэла, таинственный и печальный текст, размеренный темп, но при этом от музыки исходит сильнейший внутренний драйв и искренность. Композиции, в которых поет молодая соул-исполнительница Cold Specks (пилотный сингл «A Case For Shame» и «Tell Me»), похожи на лучшие моменты альбома «Destroyed» и добавляют свою меланхоличную нотку в общее звучание пластинки.
Надо отметить, что этот альбом гораздо полнее раскроется, если его слушать целиком: тогда инструментальные треки вроде «Going Wrong», которые в отрыве от контекста могут показаться просто наполнителем, воспринимаются как завершающая часть предшествующей композиции или вступление к следующей — то есть, как полноправная деталь картины. Благодаря этому «Innocents» кажется очень целостной, продуманной и серьезной работой. Возможно, это заслуга продюсера Марка «Спайка» Стента, который помогал при записи пластинки (Стент до этого работал с такими крупными артистами как Muse, Бьорк и Massive Attack), — впервые за свою карьеру Моби пригласил к сотрудничеству стороннего продюсера. Так или иначе, даже треки без ярковыраженного вокала, такие как «Saints», звучат свежо и подвижно, вызывая в памяти переработанную Моби тему из «Джеймса Бонда» или его альбом 1995 года «Everything Is Wrong», с которого в его творчестве начался захватывающий период эклектики.
Ночное настроение, характерное для трех предыдущих пластинок Моби, преобладает и на «Innocents». В принципе, их все можно объединить названием предпоследнего трека — «The Lonely Night». Но хриплый, задумчивый вокал Марка Ланегана, словно голос старика, смотрящего в свое прошлое, пополняет минорную палитру Моби новыми оттенками. Сам автор этого альбома появляется только в конце, в песне «The Dogs», и почему-то именно это его финальное появление под занавес (дуэт с Уэйном Койном не в счет) делает песню очень личной. Заканчивается «Innocents» развернутой инструментальной кодой, которая, однако, не кажется затянутой — такое завершение вполне гармонирует с эмоциональным надломом, звучащим в «The Dogs».
Пожалуй, идеальное определение для стиля, в котором играет Моби, — электронный блюз. Его «Innocents» это фактически сборник госпелов — таких, от изначальной музыкальной формы которых осталась лишь пара сэмплов, госпелов, спетых белыми людьми в наши дни, но сохранивших неизменной самую суть этого понятия. Несмотря на то что основой для альбома служат все те же банальные синтетические струнные и узнаваемые гитарные ходы, Моби удалось создать рецепт, который вернул его музыке былую убедительность и по глубине звучания максимально приблизил новый альбом к его классическим работам.
Слушать альбом Moby «Innocents» на Яндекс.Музыке.