Истории десяти классических альбомных обложек

Истории десяти классических обложек

1. The Velvet Underground & Nico

The Velvet Underground & Nico

The Velvet Underground & Nico

The Velvet Underground & Nico, aka «The Banana Album» (1967)

Дизайн: Энди Уорхол

Да простят нас актриса Кармен Миранда и производитель бананов «Чикита», самый знаменитый в мире банан – это спелый чистящийся плод с обложки дебютного альбома The Velvet Underground.

Этот шелкографический рисунок был создан отцом поп-арта Энди Уорхолом из простой черно-белой кинопленки. На случай, если фаллическая форма фрукта покажется недостаточно провокационной, Уорхол добавил приглашение: «Медленно очисти — и увидишь». Под наклейкой скрывался фрукт розового телесного цвета.

«Банан в итоге превратился в часть эротического шоу», сказал вокалист The Velvet Underground Лу Рид.

Но для сотрудников Verve Records производство этого банана стало наказанием. «Людям приходилось вручную наклеивать желтую кожуру на розовый фрукт на каждой обложке диска», рассказывает ассистент Уорхола Ронни Катроун.

В 1968 году банан с кожурой перестали выпускать. Оригинал диска тянет теперь на 500 долларов. Картинка с бананом появлялась с тех пор на чем угодно, от репродукций до маек и дамских сумочек.

2. Who’s Next

The Who - Who’s Next

The Who

Who’s Next (1971)

Дизайн: Джон Кош и Итан Рассел

Иногда нужно, но не можно. Такое открытие сделал фотограф Итан Рассел, снимая фото для обложки альбома «Who’s Next». Группа отходит от бетонной сваи в старинном английском шахтерском городке Исингтон Коллери, и, очевидно, им и принадлежат рисунки мочой на камне. Однако Рассел по секрету сообщает, что большинство участников группы не смогли пописать, так что для достижения желаемого эффекта им пришлось разбрызгать немного дождевой воды из пустой кассеты для плёнки.

В 2003 году VH1 назвал обложку «Who’s Next» второй из лучших альбомных обложек всех времен.

3. Grateful Dead (Skull & Roses)

Grateful Dead (Skull & Roses)

Grateful Dead

Grateful Dead (Skull & Roses) (1971)

Дизайн: Стэнли Маус

К слову о винтаже. Череп и розы, которые стали торговой маркой Grateful Dead, заимствованы из деревянной гравюры XIX века, которая, в свою очередь, иллюстрировала стихотворение XI века.

«Я нашел оригинал в книгохранилице Публичной Библиотеки Сан-Франциско», говорит художник Стэнли «Маус» Миллер. «Его создал художник по имени Эдмунд Салливан, как иллюстрацию Рубайат Омара Хайяма. Гравюра описывает строчки: «Цветок, однажды распустившись, умирает навсегда».

«Я подумал – это подойдет Grateful Dead».

Маус сделал себе имя в 60-х, расписывая гоночные автомобили и мотоциклы. Он сотрудничал с Grateful Dead в работе над оформлением многих классических альбомов, включая «Workingman’s Dead» и «American Beauty».

4. Houses of the Holy

Led Zeppelin - Houses of the Holy

Led Zeppelin

Houses of the Holy (1973)

Дизайн: Hipgnosis

Мало радости в том, чтобы быть «детьми любви» Роберта Планта.

«Холодный дождь, плохая пища и скипидар – ужас!» Манекенщик вспоминает свой опыт изображения нагой непорочности для обложки пятого альбома Led Zeppelin.

В 4 утра в течение недели троих взрослых и двоих детей обливали с головы до ног серебрянкой и везли на Тропу Гигантов в Северной Ирландии, где те должны были ползти навстречу рассвету, который так и не наступил.

Сроки поджимали, бюджет был на исходе, и дизайнерская компания «Hipgnosis» взяла контроль над погодой в свои руки, подрисовав медово-персиковую зарю и придав голым попкам розовое свечение.

Компания «Atlantic Records», обеспокоенная возможной неоднозначной реакцией на эти голые попки, прикрыла обложку японской пленкой «оби». Это был первый в мире рок-н-ролльный подгузник.

5. Dark Side of the Moon

Pink Floyd - Dark Side of the Moon

Pink Floyd

Dark Side of the Moon (1973)

Дизайн: Hipgnosis и Джордж Харди

Ирония в том, что у группы, однажды спевшей «Нам не нужно образования», на обложке их самого популярного альбома изображена иллюстрация из школьного учебника.

Pink Floyd «устали от фотографий» со своих более ранних пластинок и желали чего-то «более интеллектуального».

«Призма символизировала многообразие и чистоту звучания этой музыки», говорит дизайнер Сторм Торгерсон. «К тому же она ассоциировалась со световыми шоу группы. Треугольник – символ целеустремлённости, эта тема волновала Роджера. Так что здесь совмещены несколько идей».

По поводу окончательного результата Торгерсон сказал: «Это или прекрасный художественный замысел, или, возможно, просто удачно подобранная бессмыслица… но в своем контексте она подошла идеально».

6. London Calling

The Clash - London Calling

The Clash

London Calling (1979)

Дизайн: Рей Лоури и Пенни Смит

Сочетание розового и зеленого раньше считалось дурным вкусом. Но эти цвета, обрамляющие черно-белое фото Пола Симонона, разбивающего на сцене свою бас-гитару, составили яркое сочетание на прорывном альбоме Clash.

Дизайнер Рей Лоури признается, что оформление обложки было навеяно работой неизвестного гения, который создал конверт первой рок-н-ролльной пластинки Элвиса Пресли.

Что касается фотографии, Симонон сказал: «Это был хороший концерт, но у меня что-то пошло не так, так что я оторвался на гитаре. Если бы я был поумнее, я бы достал запасную бас-гитару, она была хуже той, что я расколотил. И сейчас мне кажется, что мне надо было бы держать лицо повыше».

7. The Joshua Tree

U2 - The Joshua Tree

U2

The Joshua Tree (1987)

Дизайн: Стив Аверилл и Антон Корбайн

Дерево Джошуа – это медленно растущий кустарник с острыми коническими листьями, произрастающий на юго-западе США. Название ему дали мормоны в XIX веке. Оригинальная форма дерева напомнила им библейскую историю про Джошуа, вздевающего руки к небесам.

Именно эта странная вневременная характеристика дерева завлекла U2 в национальный парк «Долина Смерти» в Калифорнии. Фото с обложки, снятое Антоном Корбайном, оказалось идеальной оберткой для рок-псалтыря, который представляет из себя альбом.

«Это дерево считается самым древним живым организмом в пустыне», сказал барабанщик Ларри Маллен.

Оно, и правда, должно было быть довольно старым, так как упало и засохло в 2000 году. Фанаты U2 построили в пустыне подобие усыпальницы, чтобы почтить память знаменитого дерева.

8. Licensed to Ill

Beastie Boys - Licensed To Ill

Beastie Boys

Licensed to Ill (1986)

Дизайн: Стив Байрем и Уорлд Б. Омс

Частные самолеты и авиакатастрофы – орел и решка судьбоносной монеты рок-н-ролла. Beastie Boys визуализировали эту идею с помощью раскладывающегося конверта, чья блистательная лицевая часть превращается в обуглившийся дымящийся задник.

Продюсер Рик Рубин рассказал, что эта идея посетила его после прочтения статьи про шикарный частный самолет Led Zeppelin. Beastie Boys были просто молодыми пацанами, и я решил, что у нас будет свой самолет Beastie Boys. Я хотел, не без сарказма, сделать акцент на мифическом рок-н-ролльном стиле жизни, всей этой невоздержанности и саморазрушении».

Автор коллажа Уорлд Б. Омс собрал самолет Beastie Boys из фотографий (American Airlines позднее жаловались, что он похож на один из их самолетов), затем раскрасил его акварельными мелками.

Кстати: номер воздушного судна на хвосте – 3MTA3 – задом наперед читается как «Eat Me».

9. Nevermind

Nirvana - Nevermind

Nirvana

Nevermind (1991)

Дизайн: Роберт Фишер и Кирк Уеддл

Первый урок плаванья Спенсера Элдена запомнился надолго. В возрасте четырех месяцев Элдену подвернулся случай пройти в общественном бассейне Пасадены кастинг съемок обложки альбома Nirvana.

«Я показал Курту фотографию с малышом», вспоминает дизайнер Роберт Фишер, «она ему понравилась, но ему казалось, что еще чего-то не хватает. Мы начали выдвигать различные идеи, и Курт в шутку предложил вставить рыболовный крючок. Целый день мы думали, что можно насадить на крючок. Хотя Курт и не выстраивал концепцию обложки, я предполагаю, что голенький младенец символизировал его невинность, вода – враждебную среду, а крючок и доллар – вхождение его творчества в мир корпоративного рока».

Элден, которому сейчас 20 лет, говорит: «большинство современных групп не смогли даже приблизиться к тому, что сделала Nirvana на этом альбоме, и я рад, что стал частью этого».

10. Odelay

Beck - Odelay

Beck

Odelay (1996)

Дизайн: Бек Хансен и Роберт Фишер

Посмотрите в небо. Это половая тряпка. Это коврик. Нет, это Комондор. Эта летящая собака, венгерская порода со спутанным, плотным как проволока мехом, вызвала недоумением своим появлением на обложке этого знакового альбома.

На это и надеялся Бек. Эксцентричный артист, использующий в своем творчестве подобранные на улице предметы и музыкальные находки, которые были открыты благодаря ошибке, Бек наткнулся на Комондора в старинной книге о породах собак.

Художник-оформитель Роберт Фишер сказал: «Фото было сделано известной женщиной-фотографом, специализирующейся на собаках, по имени Людвиг, она жила в нескольких кварталах от нашего офиса. Ей было под восемьдесят, и она была рада внезапному приходу гостей.

«Беку казалось, что такая обложка будет выглядеть неоднозначно, не иметь связи с альбомом, выбранной наугад. Слушатель мог увидеть на обложке все, что ему угодно было увидеть. Хотя и «Odelay» звучит как команда собаке».

Поделитесь ссылкой на эту статью