Интервью Наташи Хан (Bat For Lashes)
При создании нового альбома Bat For Lashes Наташа Хан задействовала тяжелую артиллерию. В записи «The Haunted Man» участвовали Beck, Роб Эллис, работавший с PJ Harvey, и Эдриен Атли из Portishead, а вездесущие Дэвид Костен и Дэн Кэри делили кресло сопродюсера. Потрясающий первый сингл «Laura» был написан в сотрудничестве с Джастином Паркером, известным как автор «Video Games» Ланы Дель Рей. Наташа выглядит довольной и расслабленной – как будто «The Haunted Man» наконец-то принес ей спокойствие и смирение.
Каким тебе виделся альбом изначально?
Я была озабочена тем, как была измотана последним туром. Я вернулась домой после довольно шумного разрыва, и места себе не находила. Так что первым делом мне надо было восстановить психику. Друзья и любимые посоветовали подольше побыть дома, готовить себе что-нибудь вкусненькое, выходить на прогулки – задраить люки.
Перед записью альбома «Two Suns» ты путешествовала по Америке в поисках вдохновения. Как ты его искала при записи этого альбома?
Я не знала, с чего начать, а сидеть и ждать было тяжело. Посмотрела кучу фильмов и прочла кучу книг. Ездила к своему преподавателю по искусству в колледж, обсуждала интересные для себя вопросы. Также стала изучать историю Англии и историю моих английских родственников. Стали всплывать некоторые темы. Мне нужно было время, чтобы восстановиться, постепенно какие-то семена стали давать всходы. И через год-полтора я стала сочинять и начала писать альбом.
Ты увлеклась генеалогией. Раскопала какие-нибудь мрачные семейные тайны?
Было интересно видеть как некоторые модели поведения повторяются из поколения в поколение, и захотелось избежать тех же ошибок, разорвать порочный круг. Об этом весь альбом. Избавиться от того, что преследует меня, сбросить этот груз.
Отсюда и основная тема заглавного трека?
Да. Песня «The Haunted Man» (Преследуемый духами) – это метафора того, как я ощущаю отношения между мужчинами и женщинами во времена конфликтов. Мой дед ушел на войну, а когда вернулся, не получал никакой медицинской и прочей помощи. И это – всего лишь два поколения назад, не могу в это поверить. То, что наши дедушки и бабушки пережили этот гребаный кошмар – это все еще наша современная история.
Первый сингл «Laura» – просто потрясающий. Ты написала ее в соавторстве с Джастином Паркером – чего нового ты узнала о процессе песнетворчества?
Сам процесс совместного написания занял 2-3 часа. Мы сели у фортепиано, у него был готов начальный рефрен, я кое-что добавила, а он говорил: «А мы можем внести более традиционную гармонию?» или «А как насчет перехода?». Вот чему я и хотела научиться – ввести мой необузданный стиль написания музыки в структурные рамки и узнать нечто о традиционной гармонии.
Ты спродюсировала «The Haunted Man» совместно с Дэвидом Костеном. Чем он хорош как сопродюсер?
Я люблю продакшн, так что мы вместе работаем звукоинженерами/продюсерами. Дэвид отлично понимает, как надо прописать основную структуру песни. Затем я могу делать с записями что угодно, будучи уверенной, что они все равно будут звучать как Bat For Lashes. Я могу сказать ему что мне нужен звук, такой, например, как марш солдат на той стороне холма, но, как будто слышимый через радиоприемник 50-х годов, и он скажет: «Да, разберемся». Он дает мне полную свободу. Мы думаем почти одинаково. Он просто разрешает делать мне то, что я хочу, и это здорово [смеется].
Но часть альбома была записана с Дэном Кэри. Зачем была проведена замена?
Что касается Дэна Кэри, я объяснила Дэвиду, это все происходит так, как будто мы с ним были женаты много лет, а теперь мне надо взять и завести роман на стороне. Дэвид и я работали над альбомом до того момента, пока я не поняла, что мы никуда не продвигаемся, потому что мы знаем друг друга слишком хорошо. Поэтому я какое-то время пыталась играть с Беком, Робом Эллисом, прорабатывать различные интересные и странные идеи. Вторую часть альбома мы делали с Дэном Кэри, и это были совершенно новые отношения. Мы испытывали эту детскую радость открытия чего-то нового, и работа над альбомом была завершена махом.
Как тебе Бек в роли консультанта?
Он очень эксцентричен и в то же время очень мил, обходителен и деловит. Он крайне спокойный и легкий в общении человек. Я передала ему около 10 ранних демо-записей, довольно танцевальных, и, кажется, из них только 2 трека с его участием попали на альбом. Но, самое главное – с ним я чувствовала себя творчески свободной, он был готов на любые эксперименты и не критиковал, а помогал. Если ты играешь не в группе, тебе нужно общение с такими людьми. Мне, как сольному артисту, было необходимо услышать себя со стороны. Затем появился Роб. Мы пили чай, на мне была пижама, я не вылезала из нее уже несколько дней, и он сказал: «Черт подери, Наташа, тебе нужен отпуск. Поехали в Италию, захватим каких-нибудь классных музыкантов, которые смогут тебя вдохновить». Мы поехали в Перуджу и записывались в каких-то удивительных старых церквях. Мы проиграли запись мужского хора из «The Haunted Man», направив звук на другую сторону ущелья, и записали это все уже с естественным дилеем. Это было очень увлекательно.
Обычно я не спрашиваю об оформлении обложек, но фотография (обнаженной Хан с мужчиной, висящим у нее на плечах — прим.), украшающая «The Haunted Man», несет некий месседж. Что тебя вдохновило на такой снимок?
Мне нравятся Роберт Мэпплторн и Райан МакГинли по схожим причинам. Меня вдохновила фотография Райана Макгинли с женщиной, на шее которой лежал волк в очень похожей позе. Мне показалось, что это очень символично, а я захотела сняться с мужчиной на плечах.
Парень был тяжелый? Ты, наверное, устала?
[Смеется] Он весил не больше меня, но к концу пятичасовой фотосессии это стало похоже на поднятие штанги. Это символизировало то бремя, от которого я хотела избавиться. Также это касается и этого унылого, одномерного отображения женского тела, которое принято уже давно. Мы деградировали, взгляните на 70-е и 80-е, то были реальные тела, плохие зубы, длинные носы, седые волосы и никакого макияжа. Сейчас мне тяжело смотреть на всех этих обезличенных людей.
Моей дочери пять лет, и мне страшно подумать, что она вырастет в таком душном визуальном окружении.
Я работала преподавателем у дошкольников, так что меня это тоже беспокоит. Я слышала, как девятилетние девочки жаловались друг другу на то, что они выглядят толстыми. Это ужас, нах. Женщины – многомерные создания, а не только сексапильные, тщательно отфотошопленные губастые картинки для мужчин. Мы сильно деградировали в культурном плане. Я редко читаю то, что обо мне пишет пресса, потому что там чем дальше, тем хуже, но какие-то люди писали мне: «Сделай себе буфера, Наташа, ты такая плоскогрудая!». Какое отношение размер моих сисек имеет к чему-либо? Я музыкант.
Как тебе работалось с детьми? Каким ты была учителем?
Мне нравилось это занятие и я думаю, что я нравилась детям, потому что я любила рассказывать истории и развивать их воображение. Между фантазиями и реальностью – тонкая линия. Если за окном гремел гром и сверкала молния, я рассказывала, что это шумят «громовые драконы», и они все визжали. Мне нравилось придумывать альтернативные способы того, чем можно занять детей.
Есть ощущение, что люди ждут выхода нового альбома. Насколько ты амбициозна?
Скажу честно – я определенно очень амбициозный человек. Я бы не смогла сосредоточиться на том, чем занимаюсь, если бы у меня не было амбиций. Но, как мне кажется, амбиции распространяются не столько на то, чтобы добиться известности и славы, но скорее на то, чтобы быть тем, кто принимает решения в собственном творческом процессе. Я хочу снимать фильмы с танцами, записать альбом с оркестром, если я смогу это себе как-нибудь позволить. Мои амбиции лежат в области творческого поиска, так что я надеюсь, что этот альбом будет достаточно успешным, чтобы рекорд-компания смогла предоставить мне бОльшие бюджеты, для того, чтобы сделать нечто большее, оперу, например.
Ты уже думала об альбоме номер четыре?
Нет. Я бы сравнила этот период с тем временем, когда ты только что родила, кормишь грудью – ты пока не думаешь о том, не забеременеть ли тебе снова [смеется] – ты занята уходом за новорожденным. Так что я далека от этих мыслей.
Альбом Bat For Lashes «The Haunted Man» выйдет 15 октября 2012 года.