The Maccabees: Успех только расширит границы нашей творческой свободы
Начавшийся год обещает быть очень удачным для The Maccabees. Постер с обложкой их многообещающего третьего альбома «Given to The Wild» уже зажег рекламные щиты повсюду. Вы могли также видеть отзывы, от NME, которые назвали «Given to The Wild» первым отличным альбомом года, до The Times, которых потянуло на лирику и они назвали его «альбомом возрождения» The Maccabees. Имеет смысл поставить десятку у местного букмекера на попадание группы в номинанты Mercury Prize этого года.
Все это уже должно было напугать фаната The Maccabees: большие продажи иногда выходят боком, а коммерческий успех не всегда гарантирует превосходного звучания. Когда я намекаю об этом основному вокалисту Орландо Уиксу (Orlando Weeks) и лид-гитаристайту Феликсу Уайту (Felix White), они не расстроены – они видят в этом еще одну возможность подняться…
Ф.У.: Как мне кажется, успех только расширит границы нашей творческой свободы. Я не знаю, почему обратное утверждение считается нормой. Когда мы записывали первый альбом, нам приходилось еще чем-то зарабатывать на жизнь. Мне нравится быть успешным в плане возможности принятия самостоятельных решений.
Говоря о третьем альбоме The Maccabees, часто упоминают грустный и трагический отход коллектива от статуса «гитарной группы» на фоне их сравнительного успеха: The Maccabees считались последним достойным представителем высокой волны инди двухтысячных, которая смыла все остальное. И снова парни недоумевают:
О.У.: Я не заметил, чтобы для гитарных групп настали трудные времена. Наверное, мы — гитарная группа, хотя я нас таковыми никогда не считал, гитарная группа – это что-то более прямолинейное. Не думаю, что эта пластинка звучит как «гитарная музыка». Может быть, потому что я не так уж хорошо играю на гитаре…
Без ложной скромности, и, не смотря на бэкграунд группы, «Given to The Wild» – новый по звучанию и, конечно же, не прямолинейный альбом. The Maccabees имеют обыкновение открывать альбом глубокомысленным и возвышенным треком (меланхолическое мародерство «Good Old Bill» из «Colour it In» и парящие гулкие провокации «Love You Better» из альбома «Wall of Arms»). И вы сразу замечаете, что прогресс налицо, как только начинается «Given to The Wild»: нужно быть довольно самоуверенным, чтобы поставить первым треком альбома двухминутный инструментал. Когда наконец-то начинается второй трек, «Child», вся эта инструментовка оказывается барабанной дробью перед выходом – дамы и господа, просьба встать – новой вокальной манеры Орландо Уикса. Его голос парит как чайка на ветру. Перед началом припева фронтмен повторяет: «теперь все так ярко…» – и это идеальное описание их нового звучания.
Что касается звука, когда я разговаривал с The Maccabees перед выходом альбома «Wall of Arms», они рассказывали, как Маркус Дравс помог им распрощаться с колючим гитарным звучанием их дебютного альбома «Colour it In», и что он привнес в работу то волшебство, которым он прежде делился с Бьорк и Arcade Fire. Дал ли им новый продюсер Тим Голдсуорси (Tim Goldsworthy) то, что он дал UNKLE, The Rapture and LCD Soundsystem? Немного волшебства? Нет. Как ни сказочно это звучит, но этот альбом кажется им наиболее «своим» из всех – никаких заимствований. И они занимают оборонительную позицию в том, что касается авторства их нового звука. Что можно понять:
Ф.У.: Когда Тим вошел в работу, у нас уже было много оформленных идей. Тим кое-что понял для себя и включился в процесс. Мы повозились с их оборудованием, что-то использовали, что-то нет. Мы привлекали Тима Голдсуорси только по разу за сессию записи, на самом деле. Мы забрали запись, и многое из продюсерской работы сделали сами.
Они создали нечто, что могут называть своим детищем: записывались на своей новой базе, старой студии в Южном Лондоне (которая прежде принадлежала Jesus and Mary Chain, хотя они случайно узнали об этом позднее) которую надо было перестроить и полюбить. Важно иметь место, которое можно назвать своим, когда ты находишься в поисках совершенства, выпуская новый выводок своих песен в этот жестокий мир:
О.У.: Это был крайне важный момент. Вчера мы зашли и повесили четыре новых светильника, и я вновь понял, как там красиво. Студия начала чувствовать себя брошенной, потому что мы стали часто отсутствовать. Вчера мы ее украсили и уделили ей немного любви и внимания. Ей должно быть комфортно, потому что запись альбома – это очень напряженный вид деятельности. Ты пытаешься выразиться в альбоме, придать всем своим идеям окончательный вид. Я не хочу напрягаться в напряжном месте.
Как бы уютно там не было, они намеренно провели не так много времени в студии. В отличие от записи предыдущих альбомов, когда определенные участники группы отдавались песнетворчеству, а затем все вместе наяривали в студии, в этот раз они расходились по домам, и творили индивидуально, выстраивая альбом постепенно. Я предлагаю им оценить элемент псевдо-статистического анализа, говоря, что супружеские пары, которые спят в разных кроватях, оказываются самыми долговечными.
Ф.У.: Да, какое-то время мы поспали в разных кроватях, и теперь мы чувствуем себя намного лучше, чем когда-либо прежде. Это отличная метафора.
О.У.: Это очень волнительный процесс. Ты придумываешь что-нибудь стоящее и, или высылаешь остальным, или едешь к кому-нибудь домой, и вы думаете, что с этим можно сделать. И это стало традицией, вместо того, чтобы ездить ежедневно в студию и, после девяти часов работы, выходить и понимать, что ничего не получилось. Я прекрасно провел эти три-четыре месяца. Это избавляет от клаустрофобии во время записи альбома. Думаю, каждый почувствовал это.
Это целительное отдаление предоставило им персональное ментальное пространство, в котором они смогли отдаться музыке, что отразилось на сложном построении музыки альбома – кинематографичной, многослойной работы, созданной с чувством.
Ф.У.: Дело в том, как звучит этот альбом. Мы писали песни, и сразу записывали их, мы всегда имели дальнейшую перспективу. Обычно ты полтора года пишешь материал для пластинки, и записываешь ее за месяц – вот тебе и альбом. Сейчас мы медленно собирали его, смотрели, чего не хватает в песнях, чего не хватает альбому. Это более рискованный способ продюсирования, на этом альбоме есть то, чего мы не делали раньше, более осмысленные вещи. Все дело в процессе.
Прежние альбомы в целом представляли из себя просто запись «живых» сетов группы в студии. Орландо рассказывает, что «Given to The Wild» – первый альбом, который они на самом деле писали (и теперь они пытаются понять, как играть его «живьем»). «Относись к делу добросовестно, и оно тебя отблагодарит. Мы подошли к записи с большей тщательностью, чем когда-либо, стали более уверены в себе при написании песен».
The Maccabees продолжают придерживаться эстетики «сделай сам» и этики художественных училищ, начиная с их всегда интересных обложек и странных коллабораций (работа с Dodsworth Colliery Band – возможно, самый странный союз), и кончая дурацкими клипами. Горящая саванна с обложки последнего альбома – результат провокационного электронного письма художнику Энди Голсуорси, работами которого они восхищались. Они так щепетильны относительно всех аспектов своего творческого процесса…
Конечно, звучание группы стало намного мягче, местами даже напоминает Coldplay, но у вас вряд ли появится впечатление, что они писали альбом с прицелом на то, чтобы играть в переполненных залах типа 02 Arena. Кроме всего прочего, они довольно скромны в оценке своего творчества. Они не собираются почивать на лаврах и не любят, когда данный период описывается как пик их карьеры – как будто больше не к чему стремиться:
О.У.: Я считаю так: наш следующий альбом – это наш лучший альбом. Иначе, в чем смысл? Растерянность, вызванная тем, что ты не понимаешь, за что взяться – это приятная растерянность. Созидание – самое прикольная вещь во всем этом…
The Maccabees ожидает довольно сложный год, но они сами так захотели. И кто с этим поспорит?
Читайте обзор альбома «Given to the Wild» в нашем журнале.
Официальный сайт группы The Maccabees: www.themaccabees.co.uk