Джей-Джей Йохансон: печаль — лишь небольшая часть меня
Джей-Джей Йохансон производит впечатление спокойного, живущего в гармонии с собой и миром человека. Он стабилен в творчестве: уже 20 лет записывает альбомы, выступает в клубах по всему миру, где приобретает все новых преданных поклонников и друзей, потому что — не только талантливый музыкант, но и открытый, обаятельный человек. В YouTube есть ролик, записанный по завершении одного из московских концертов «Как настоящий артист должен заканчивать выступление» — действительно, у него есть чему поучиться. «Trill» поговорил с артистом незадолго до того, как будет официально объявлено о выходе его нового альбома.
Джей-Джей, в январе, спустя ровно 20 лет с того момента, когда ты вошел в студию записать дебютный лонгплей «Whiskey», было объявлено о начале работы над новым альбомом. На днях она была завершена. Расскажи, пожалуйста, немного о новой записи. В студии ты был со своими верными соратниками Эриком и Магнусом?
Да, Магнус записывал ударные и клавишные, Эрик, как всегда, играл на пианино. Но помимо них, для записи отдельных треков, мы пригласили целый ряд сессионных музыкантов. Вы узнаете больше, намного больше, очень-очень скоро...
Альбом, как и предыдущие, записывался на «Break My Heart Studio» под Стокгольмом. Поделись, почему ты сохраняешь верность этой студии на протяжении двадцати лет?
Это студия Магнуса (Magnus Frykberg). Он продюсировал отдельные треки в моих ранних альбомах и записал практически все мои песни. Магнус нередко вместе со мной на сцене, и вообще, просто мой близкий друг. Так что у меня совсем нет причин менять студию.
В начале 2000-х вышли альбомы, в которых резко изменилась стилистика: уже не трип-хоп, но синти-поп, электроклэш, танцевальные ритмы. Однако вскоре ты вновь вернулся к даунтемпо. Как бы ты охарактеризовал период «Antenna» и «Rush»?
Вообще-то, танцевальные треки были всего лишь ремиксами моих демо-записей. Честно говоря, в сочинении аптемповых вещей я не мастер.
Если проследить историю альбомов, начиная с «Self-Portrait», может показаться, что ты чем дальше, тем смелее оглядываешься назад, чтобы почерпнуть из ранних альбомов самые удачные элементы (и даже название «Opium» как будто отсылает к «Poison»). Уместно ли было бы сказать, что ты совершил круг, чтобы обрести себя заново?
Ну не знаю... если вы так считаете... Мне кажется, что я вернулся к тому, что делаю лучше всего еще в альбоме «The Long Term Physical Effects Are Not Yet Known». А «Self-Portrait» стал как бы продолжением этого, только в нем больше импровизаций.
К слову, «Opium», «Poison» — это еще и названия легендарных ароматов...
Ой, нет, это просто совпадение. «Whiskey», «Tattoo», «Self-Portrait» — таких же ароматов нет? Я не фокусируюсь на этом. Честно говоря, я думаю об ароматах только когда выбираю духи жене. Мне кажется, в названиях моих альбомов скорее можно обнаружить след фильмов Хичкока или бисайдов хард-роковых групп.
Некоторые успешные композиторы-музыканты иногда дают себе передышку и записывают кавер-версии. У тебя тоже есть такой опыт. А не было желания записать целый альбом каверов?
Все-таки я вижу себя автором песен, а не исполнителем кавер-версий. Я сделал несколько каверов, и то только потому, что у нас не было хороших ремиксов или других готовых бонусных треков для синглов с «Opium», а новые песни писать уже не было настроения. Я просто взял пару композиций из моего телефона и записал их. Альбом кавер-версий уж точно записывать не буду, разве что, если в один прекрасный день совсем не смогу ничего сочинить, а выпустить что-нибудь будет ну совсем невтерпеж. Но такого не случится, я надеюсь.
Ты постоянно гастролируешь, и получается, записываешь альбом не одной сессией. Тебе нравится такой ритм работы или ты предпочел бы запереться в студии и не выходить, пока не запишешь все песни?
Я выбрал такой темп работы, потому что он мне как раз и подходит. Если бы меня что-то не устраивало, я бы работал по-другому.
Ты выступаешь в России, Грузии, на Украине в Турции... Как музыкант ты уже являешься послом мира, но не было ли у тебя когда-нибудь желания сделать политическое заявление?
Нет, политические заявления я делать не буду, есть много других артистов, у кого к политике больше способностей, чем у меня. Единственный способ, каким я могу поддержать права человека — это приехать и выступить, в том числе там, где другие музыканты гастролировать не рискуют.
Ты очень разносторонняя личность: не только композитор, поэт, музыкант, но и художник-дизайнер, фотограф... Если бы можно было не ограничивать себя в средствах, какой творческий проект ты бы реализовал?
Какие-то новые проекты для меня скорее вопрос не денег, но времени. Если бы у меня было больше этого ресурса, я бы, наверное, активней занимался другими направлениями искусства, помимо музыки — живописью, фотографией, кинематографом, поэзией.
Кстати, по поводу разносторонности. Ты любишь танцевать?
Я раньше танцевал, и много, был даже учителем танцев в 80-х!
В твоих песнях много светлой печали...
Я использую свою печаль, одиночество и ностальгию как источники вдохновения — кажется, я даже работать без них не смог бы. Но эти эмоции и переживания — всего лишь небольшая часть меня.
Часто ли ты обновляешь треки в своем плеере? Какую музыку можно там найти сейчас?
Одно время я пытался вообще не отвлекаться на чужую музыку. Но быстро понял, что нуждаюсь в отдыхе от собственных записей, и хочу услышать что-нибудь новенькое. Вообще у меня много любимых музыкантов, и среди новых, и старой школы. Из последних приобретений — вот недавно купил пару саундтреков к сериалу «Очень странные дела» («Stranger Things»), я влюблен и в сам сериал, и в саундтрек к нему.
Можешь назвать три поворотных события в своей жизни?
Релиз моего первого альбома — женитьба — рождение сына.
Все мы любим клип «NDE», в котором ты в кадре с сыном. Какой ты папа, чем руководствуешься в воспитании?
Я стараюсь быть чутким отцом — выслушиваю сына, поддерживаю его выбор и решения. Никогда не буду на него давить и заставлять чем-то заниматься, но постараюсь показать, какие возможности предоставляет жизнь. И, конечно, я хочу, чтобы он веселился.
Ты новый романтик, но в твоих песнях любовь иногда умирает.
Тут секрет в том, что нужно встретить своего человека. Тогда она будет вечной и даже мысли такие в голову не будут приходить.
26 января 2017 года Джей-Джей Йохансон представит новый альбом в московском YOTASPACE.
О концерте в «Гоголь-центре», который Джей-Джей называл «одним из лучших шоу, которые мы сделали».