Grinderman: «Шлифовщик в Городе»
В зале «Крокус Сити Холла» кто-то закричал. Затем взрыв аплодисментов – на сцене возник человек, как он сам любил о себе говорить, худой и высокий, прям завидной высоты, и вполне привлекательный, если смотреть под определенным углом и в определенном свете*. Его появление стало неожиданностью лишь в том смысле, что появился он без каких-либо предполагаемых задержек. Вышел в сопровождении своих музыкантов-соратников (Уоррен Эллис – мультиинструменталист, Мартин Кейси – бас-гитара, Джим Склавунос – ударные), которые также входят в состав The Bad Seeds. Но сейчас на сцене не The Bad Seeds, а Grindernman (англ. – шлифовщик) – эклектичные альтернативщики. Улыбаясь, Ник Кейв взял в руки гитару... и вот перед нами уже лирический герой, пытающийся понять, что же он все-таки здесь делает. «I woke up this morning and I thought what am I doing here?» – это были первые слова, которые он произнес в контексте песни «Mickey Mouse And The Goodbye Man». А дабы не быть неискренним в своих волнениях, 53-летний австралиец метнулся с гитарой наперевес на край авансцены... Где его и приняли жадные руки поклонников. Не справившись с инерцией своего тела, музыкант стал легкой добычей тянущихся и цепляющихся и упал в фан-зону. Вот тебе и tender prey**, Ник!
На этом концерт, к счастью, не закончился. На помощь негодующему певцу со скоростью человека-молнии выбежал кто-то из техперсонала, и в кратчайшие сроки Ник Кейв был возвращен в строй, поэтому получил возможность продолжить законно бесноваться на сцене «Крокус Сити Холла». Коронный «кейвовский взгляд из-под бровей», еще один яростный взмах рукой и короткая передышка после такого стремительного старта. Следующая песня называлась «Worm Tamer». ...Но вместо червя мы увидели зайку, что тоже недурно. Кейв выхватил из толпы заячьи уши (видимо, кто-то опоздал на утренник), напялил их себе на голову и в угаре продолжил рычать песнь о своей нелегкой судьбе. Чем только вызвал восторг внимавших.
С розой в руке разгоряченный Кейв в стихотворной форме и с присущим ему драматизмом принялся раздавать дельные советы по поводу того, что можно сделать с нежелательной в доме живностью (''Kick those white mice and black dogs out! Kick those white mice and baboons out!''). Роза вернулась в зал, а пиджак летит на сцену. Get It On, товарищи! С тех пор Ник Кейв практически не расстается с фан-зоной, большую часть времени хватаясь за чьи-либо руки, принимая в подарок цветы, часы карманные, опять цветы и возможность грозно ткнуть в кого-нибудь пальцем. В это время Уоррен Эллис дает на сцене свой спектакль.
Для девушки, пришедшей на встречу со своим кумиром в образе персонажа из клипа Grinderman “Heathen Child” – чирлидерши в красном с ног до головы, с соответствующим цветом волос (кстати, стоявшей первой в очереди еще перед входом в концертный зал), следующая песня стала особенной: ей довелось полностью пережить эту роль на сцене после того, как мистер Ник признал в ней языческое дитя и вытянул из фан-зоны для исполнения ритуального танца под музыку. Ее усилия оправдались, а пришедшие смогли в итоге увидеть художественное действие психоделического характера. На многочисленные призывы Кейва отдать ему деньги («give me your money») счастливая толпа реагировала радушно и с энтузиазмом. Но денег никто так и не дал – всё потратили на билеты.
Где-то начиная с этого момента мир сдвинулся. Джим Склавунос крушил ударную установку. Харизматичный Уоррен Эллис пользовался своими методами дезинтеграции. Ник Кейв пытался сломать синтезатор Korg и Уоррена Эллиса. А Мартин Кейси... играл на бас-гитаре. Были, конечно же, и более привычные грустные, чарующие баллады в стиле Bad Seeds, но и они в итоге заканчивались восторженным погромом. Увидеть, услышать и стать частью этого живописного бедлама смогли не многие, потому что дорого и лень, отчего московский концерт больше походил на закрытую вечеринку. В конце вечера на сцену выбралась уже известная всем танцующая девушка и напоследок группа Grinderman исполнила песню «Grinderman» в красно-зеленых тонах.
Спасибо, Grinderman!
* первые строки песни «O'Malley's Bar» из альбома Bad Seeds «Murder Ballads», 1996.
** «Tender prey» («легкая добыча») — название альбома Bad Seeds, 1988.