Фестиваль традиционной американской музыки. Пьемонтский блюз Modern Blues Masters
Modern Blues Masters
Где: Филармония джазовой музыки, Санкт-Петербург
Когда: 4.04.2013 г.
Для американцев блюз — такая же национальная музыка, как для нас «Из-за острова на стрежень». То есть та, что рассчитана не на карьеристов, критиков (хотя те неустанно хвалят блюзменов) или федеральный радиоэфир. В какой-то степени она осталась музыкой самой душевной, «земляной», которую делают, когда душа просит и рассчитывают на понимание, а не трэш и угар в зале.
Пьемонтский блюз звучит бодрее и позитивнее блюза Дельты, но без напористого бренчания блюза техасского. У него есть свои корифеи — например, дуэт Cephas & Wiggins с середины восьмидесятых держал этот стиль в тонусе, а теперь один из компаньонов, Фил Виггинс, прибыл в Россию в рамках второго Фестиваля традиционной американской музыки в составе трио Modern Blues Masters. Кроме Фила, который, несомненно, тут главный мастер, в составе трио играют Сэмуэль Джеймс и Гай Дэвис. Первым на сцене появляется Джеймс, и его мысленно сразу определяешь как «блондинчика». Джеймс, правнук освобожденного раба и внук гитариста-любителя, просто не мог не стать блюзменом по призванию и мастерством генного уровня. Он уже выпустил трилогию альбомов, но авторская подача, презентация его блюзов вживую не сравнима со студийными записями. Сэм отчаянно гарцует кроссовками (Чак Берри, не иначе), крутит и вертит свою слайд-гитару, как заправский фигурист — партнершу. Затем на сцену выходят Фил Виггинс и Гай Дэвис, и Фил закатывает свои фирменные трели на губной гармошке, да так, что даже ломает одну. Безо всяких, спокойно доигрывает на половинках и тянется за следующим инструментом.
Дэвис из всей троицы кажется самым напряженным: с красным цветочком у грифа он отправляется в зал, соблазнять петербургских дам, но все время перенастраивает гитару и поглядывает на Фила. Фил, очевидно, основа и старейшина трио, и благоволит он скорее Джеймсу. Он травит байки про родную Алабаму, про бабушку — прихожанку баптистской церкви, про то, что мы не понимаем, о чем речь в его песне, но если бы понимали, нам бы понравилось. Каждая песня, приправленная историей, звучит по-особенному, поэтому Фил быстро становится любимцем публики. Хотя, в отличие от коллег, он не раздавал автографы и после концерта вообще очень быстро скрылся.
Троица свободно жонглирует блюзовым материалом, подарив нам Мадди Уотерса и Джона Ли Хукера, «Hobo Blues» которого, и без того одна из лучших вещей, прозвучала как энергичный джем. Джеймс, проведший на сцене больше всех, во втором отделении начал переговариваться с девушками в первых рядах, а Дэвис расслабился и крутил попой как заправский танцор. Когда в одной песне понадобилось гавкать и выть по-собачьи, зал с удовольствием взялся за дело, и это «гав-гав», похоже, покорило Джеймса. Подчеркнуто «импортный» характер музыки не отменяет ее зажигательности и привлекательности, а вольготное положение блюза в Штатах как жанра, поддерживаемого Конгрессом и активно «поставляемого» на фестивали вроде нашего — хороший пример для любого стоящего стиля, любой музыки, ставшей из национальной интернациональной.
Сайт для заинтересовавшихся пьемонтским блюзом: www.piedmontblues.org
11 апреля блюзовое трио Modern Blues Masters выступит в Москве, в КЦ ДОМ.