Nautilus Pompilius: концептуальный концерт к 30-летию группы
Nautilus Pompilius
Где: БКЗ "Октябрьский", Санкт-Петербург
Когда: 17.12.2013 г.
Если есть в музыкальном мире концептуальные альбомы, то отчего бы не быть и концептуальным концертам? И в том, и в другом случае это будет нечто большее, чем просто набор песен, записанных в студии или исполненных вживую, но если на пластинке, как правило, связующим элементом становится общая для всех песен вымышленная история, то концерт обусловлен историей настоящей — самой группы, разумеется. Такие концерты не происходят часто — в основном тогда, когда творчество музыкантов настолько неоспоримо вписывается в контекст эпохи, что юбилеи песен и альбомов начинают отмечать едва ли не на международном уровне, а уж юбилей самой группы однозначно достоин или живого трибьюта или полномасштабного реюниона.
Концерт к 30-летию Nautilus Pompilius стал одновременно и трибьютом, и реюнионом. То есть, он оказался вдвойне концептуальным событием.
Как и подобает в подобных случаях, холл БКЗ «Октябрьский» был наводнен разного рода сувенирной продукцией — от эмблем и значков с символикой группы до футболок с логотипом самого концерта. Интерес, который проявляли к памятным артефактам гости концертного зала, — а среди них были люди в возрасте от 16 до 60 — подсказывал, что следующим маркетинговым ходом, вполне естественным и оправданным, станет выпуск в ближайшем будущем видео-версии концерта на двух DVD с бонус-треками и буклетом. Почему на двух DVD? Да потому что это был концерт в двух отделениях с антрактом, и прозвучало на нем более трех десятков песен.
Тому, кому попадется в руки этот диск, возможно, покажется странным присутствие в трек-листе самых разных участников и исполнителей — но ведь на то и нужны буклеты, чтобы объяснять пришпиленные к названиям песен звездочки.
Открывать список участвующих в трибьюте (а первый диск, то есть первое отделение, целиком и полностью будет трибьютным), естественно, будет группа Ю-Питер. Насчет этого вряд ли возникнут вопросы — слишком уж сильно укоренилось мнение относительно «преемственности» всех проектов Вячеслава Бутусова по отношению к «Nautilus Pompilius». Однако этому мнению суждено быть развеянным. Концерт начнется с песни «Одинокая птица», за ней последует «Титаник», и к концу второй песни вряд ли еще у кого-то останется ощущение, что Ю-Питер — это попытка воссоздать «Нау» в другом составе. Бутусов, Каспарян, Алексей Андреев и Евгений Кулаков будут играть всем известные песни в совершенно ином духе, ключе и стиле. Возможно, в более прямолинейном, с ярко выраженной электро-доминантой, но без подспудного желания слегка отличаться, а просто потому, что это совершенно иная музыкальная группа. В буклете о выступлении Ю-Питера будет сказано:
«Исполняя песни „Наутилуса“, Вячеслав Бутусов отвечает на тот вопрос, на который никогда не ответит в интервью — почему группа „Nautilus Pompilius“ больше не существует. Просто она давным давно перешла из разряда земных явлений в категорию метафизическую, и не может быть сведена лишь к тем, кто когда-то, на одном из этапов ее развития и формирования, внес свою лепту — неважно, играл ли этот „кто-то“ на гитаре или пел. Да, так сложилось, что именно благодаря участию всех этих людей вместе и каждого в отдельности судьба „Нау“ — не забвение, не локальный культ и не место в огромном строю однотипных фигур русского рока. Судьба ее — это череда точных проекций места-и-времени в ума и сердца нескольких поколений людей, а роль музыкантов — отвечать за точную трансляцию этих образов-проекций. Вячеслав Бутусов и есть тот человек, на ком сегодня лежит ответственность за каждый образ, каждую песню „Наутилуса“. Он может радоваться этому или пытаться уйти в сторону, отгородившись „новым творчеством“, только выбора на самом деле у него нет так же, как не было выбора — писать или не писать песни, сочинять или не сочинять музыку».
В первом отделении Ю-Питер сольно исполнит еще «Взгляд с экрана», «Утро Полины» и «Крылья»; «Тутанхамон» станет своеобразной эксцентричной буффонадой в исполнении клоунов театра «Лицедеи» (которые периодически продолжат появляться на сцене и далее, передергивая общую атмосферу исключительности происходящего в сторону какого-то специфически русского карнавального безумия; под визуальный ряд кадров из фильма «Брат» прозвучит «Зверь» — как дань памяти Сергею Бодрову-младшему. Песен-посвящений будет не меньше, чем совместных выступлений: песню «Кто еще», посвященную Илье Кормильцеву, с Ю-Питером споет лидер «Полюсов» Илья Разин, «Всего лишь быть» будет исполнена Максом Ивановым из «Торба-на-Круче», «Бриллиантовые дороги» украсит вокал Юлии Худяковой из «Cats Park» (сайд-проект бас-гитариста Ю-Питера Алексея Андреева) — и после ее исполнения несложно будет поверить в то, что процесс поиска совершенных форм для многих песен «Наутилуса» все еще продолжается; «Отход на Север» произойдет при непосредственном участии Ильи Лагутенко.
В середине первого отделения, продолжая парад трибьютов, на сцену выйдет Евгений Федоров со своей группой Zorge. Их версия «Жажды» в буклете удостоится следующего комментария:
«Тот факт, что стилистика Zorge не слишком близка стилистике „Nautilus Pompilius“, никоим образом не препятствует сосуществованию этих двух (да и всех прочих) стилей в рамках концерта. „Наутилус“ — культурное явление, а культурные явления выше жанровых конфликтов, и сопричастным к этому явлению может быть любой. Впрочем, об этом мы уже говорили. Если же собрать воедино все „морские“ метафоры, озвученные на концерте — про всплытия, погружения и путешествия — то так оно и выйдет: „Наутилус“ — корабль, на борт которого могут (и будут) подниматься все новые и новые пассажиры, со своими представлениями о том, как нужно играть ту или иную песню. Именно благодаря им кораблю обеспечена не только возможность находиться на плаву, но и двигаться вперед. И та музыка, которая будет литься с его палуб, будет полифоничным и многомерным саундтреком всего путешествия».
С полифонией и многомерностью во втором отделении тоже проблем не возникнет — различных оттенков звучания «Наутилусу» добавит Вадим Самойлов с очередным конгломератом музыкантов имени его самого — и «Эта музыка будет вечной» прозвучит особенно актуально в контексте мрачновато-готического синти-рока. Эстрадных ноток привнесет сольное исполнение на рояле песни «Чего это стоило мне» — и этот номер в исполнении Александра Пантыкина, лидера группы «Урфин Джюс», станет последним шагом на пути к кульминации.
Она наступит, когда «Nautilus Pompilius» соберется в максимально приближенном к «каноническому» составе — Альберт Потапкин, Гога Копылов, Егор Белкин, несколько песен споет Настя Полева («Летучий фрегат», «Снежные волки», «Клипсо-Калипсо») — для того, чтобы все присутствующие могли услышать аутентичное исполнение классических песен. «Аутентично» будет в данном случае означать, что замолчат все те, кто в разное время и с разной целью поднялся на корабль. И тогда зазвучит сам корабль.
Вряд ли самая лучшая запись концерта сможет передать тот апофеоз воссоединения, накрывший всех — и самих музыкантов, и слушателей с первыми аккордами, брызнувшими с берегов «Безымянной реки», и позволивший вместе еще раз совершить «Прогулки по воде». В заключение «Все кто нес» даст надежду всем, кто нес осознанное или неосознанное ожидание увидеть или услышать «Наутилус» сквозь года — расставания могут быть болезненны, ожидание может быть изнурительно, но если нести в своей душе эту музыку, то любое ожидание станет приятным, а новая встреча — неотвратимой и несомненной.
Все последующее за воссоединением «Нау» станет приятным дополнением к нему, как все предыдущее станет казаться лишь «разогревом». Это и будут те самые «бонусы»: возвращение Ю-Питера с песнями, заставляющими едва ли не весь зал скатываться в примыкающую к сцене яму для прессы — «Дыхание», «Шар цвета хаки», «Скованные одной цепью» и «Я хочу быть с тобой» — чтобы оттуда петь их вместе «со Славой» и финальные два номера «на бис», когда перемешавшиеся составы Ю-Питера и «Наутилуса» исполнят песни из времен становления группы — кавер-версию «Boogie With Stu» Led Zeppelin и «народную казахскую» «Алчи, мой мальчик».
После этого все метафоры про то, что «Наутилус» снова «лег на дно» покажутся абсолютной чепухой. Он продолжил свой путь по секретному фарватеру, уводя за собой все новые и новые умы, сердца и души. И даже если кто-то потеряет его из виду, то найти «Наутилус» не составит труда никогда. След этого корабля никогда не растворится.
И тоже будет звучать.