Концерт Пола Маккартни: А Night In The Life
Россия до сих пор прекрасно помнит великолепные выступления Пола Маккартни, состоявшиеся в 2003-м и 2004-м годах на Красной площади в Москве и Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Немало воды утекло с той поры, и поклонники все ждали и надеялись, что экс-участник легендарных The Beatles, которому исполнилось в этом году уже 69 лет, приедет к нам снова. Дождались: 14 декабря в СК «Олимпийский» грандиозный по размаху концерт музыканта в рамках тура «On The Run Tour» в считанные минуты растопил человеческие сердца, сплотил вместе тысячи людей и раскрасил зимние серые будни в самые яркие цвета.
Однако, как и на многих наших концертах, перед началом шоу слушателям пришлось выстаивать чуть ли не по часу в длинных очередях на обмен браслетов, на, собственно, вход в «Олимпийский», в гардеробы и даже за мерчем — что некоторых весьма расстроило. Сам концерт начался с задержкой в полтора часа — это ожидание после очередей еще больше утомило всех, особенно полностью заполненные трибуны. А обладателей билетов в партер ожидало разочарование при виде крохотных островков этого самого партера по краям огроменной фан-зоны, с плохой видимостью сцены. Впрочем, все проблемы, с которыми встретился зритель перед входом в зал, отошли далеко на задний план сразу же после начала концерта и как-то совсем ушли после его окончания. А зал собрался весь, полный аншлаг. Даже в фан-зону, с довольно недешевыми билетами, пришло предостаточно народа. К тому же, некоторым партеровцам чуть позже повезло, когда начали мало-помалу пропускать таковых в просторную «фанку».
Сказать, что сет лист концерта удивил, не сказать ничего. Начав с неожиданной битловской «Magical Mystery Tour», Маккартни продолжил еще более неочевидной «Junior's Farm» — отличной стадионной песней, которую, однако, не особо жаловали фанаты еще в момент ее выхода. И в дальнейшем, по ходу всего концерта, выбор песен очень радовал: были сыграны «Sing The Changes» — сингл совместного с продюсером Youth сайд-проекта Fireman, который даст фору любой современной экспериментальной музыке; «Come And Get It» – ауттейк времен «Abbey Road», отданный группе Badfinger, а также Ленноновская «Day Tripper» и эпическая «A Day In The Life» – где на оригинальной записи Пол поет только часть одного куплета. О чем все этого говорит? О том, что музыканту далеко не все равно, что играть, что он помнит о своих песнях, даже тех, о которых, казалось бы, должен был давно забыть. О да, Маккартни еще не потерял вкус к музыке и концертным выступлениям. Несомненно, это огромный плюс для музыканта и показатель, что он до сих пор остается профессионалом высочайшего класса, который подходит к своим выступлениям с душой. И именно благодаря этому очень свежо зазвучали классические сольные хиты, такие как «Maybe I'm Amaized», «Band On The Run», «Let Me Roll It» и другие. Битловская классика же грамотно была оттянута в конец выступления на два обязательных биса и несколько песен перед ними, что выглядело как сладкий десерт после сытного и вкусного обеда. В этой части концерта было и хоровое «на-на-на-на» в коде «Hey Jude», и неожиданно проникновенное исполнение «Yesterday» (прозвучавшее так, будто зал в буквальном смысле вернулся назад во времена, когда The Beatles были вместе), и последовательное завершение из «Golden Slumbers»/«Carry That Way»/«The End». При этом, и в концовке Пол сделал несколько неожиданный ход, сыграв предпоследней самую шумную и редко исполняемую битловскую «Helter Skelter». В целом же, количество песен битловского и сольного периодов было примерно одинаковым, и крена в ту или другую сторону не последовало.
Отдельно хочется отметить тот факт, что концерт продолжался более 2,5 часов, на одном дыхании, и было сыграно около 37-ми песен. Исполнителей, способных выступать так долго, практически не запыхавшись, не так уж и много. Добавив же еще и почтенный возраст Маккартни, становится очевидным, что музыкантов его калибра и вовсе единицы. Пел он прекрасно, ни на минуту не отпускал внимание зала, а в паузах неизменно многократно благодарил публику и кланялся. Настроение у Пола было замечательное, играл с азартом, временами пританцовывал между песнями. Выступал с душой и дарил собравшимся тепло и доброту. Никаких звездных замашек. Да и группа его под стать маэстро — великолепные харизматичные музыканты, тоже не упускающие случай и станцевать, и выдать отличное гитарное соло да и просто немного подурачиться. В этом плане особенно выделился барабанщик, умудрившийся так здорово «отплясывать» за барабанной установкой, что Пол даже сказал: «Вспомните эти движения на Рождество!»
И звук был отличным. Чувствовалось, что музыканты уже играют вместе очень давно (шутка ли, этот состав приезжал к нам на Красную Площадь, в первое выступление Маккартни в 2003-м году, а клавишник Пол Уикенс играл с Полом еще в начале 90-х). Маккартни то и дело менял гитары, также играл за роялем, а на «Hey Jude» и вовсе сел за весело раскрашенное пианино. По ходу вечера прозвучали трибьюты Джону Леннону — «Here Today», и Джорджу Харрисону — «Something», с вступлением на укулеле. Стоит отметить, что композиции, исполняемые только Полом, в акустике, ничем не уступали по впечатлению песням, исполняемым всей группой да на полную катушку. Безусловно, на уши Олимпийский подняли «Ob-La-Di, Ob-La-Da» и последовавшая за ней «Back in the U.S.S.R.», самым грандиозным моментом стала обескураживающая пиротехника на «Live and Let Die», а одной из самых трогательных песен в этот вечер стала душещипательная «Let It Be», когда весь зал, подпевая, зажегся огоньками от мобильных телефонов и зажигалок.
Что же касается общения Пола с залом, то все было достаточно стандартно — подобные фишки он применял и в упомянутом выше концерте на Красной Площади, к примеру, только тогда это были «Привет, ребьята!», превратившиеся нынче в «чуваков», хотя зал крайне умилила фразочка: «Привет, чуваки! Как дела?». Критиковать конечно же за такой шаблонный подход нельзя, ведь общение с залом — это обязательный пункт шоу для каждого уважающего себя музыканта, однако был один совершенно искренний момент, когда публика начала скандировать по-английски: «Мы тебя любим!» — и Пол, не готовый к такому проявлению любви, даже на минуту остановился и удивленно и растроганно смотрел в зал. Кстати, когда музыкант говорил что-то, на экранах высвечивался перевод сказанного на русский язык, порой с забавными ошибками, так как «переводчик» не всегда поспевал за Маккартни.
Было приятно видеть, что на концерт пришли люди разных возрастов — от мала до велика; разного достатка — от «звезд» до среднего класса, молодежи и вовсе школьников. Люди подготовились к выступлению и доставали то плакаты, то гитары, как у Пола, то целый сектор показал музыканту бумажное сердце с образовавшейся надписью «We love you». Надпись входила в план масштабного флешмоба, который, увы, состоялся лишь наполовину, так как листовки подняли далеко не все, да и убрали быстро (возможно потому, что поднять должны были после песни «I Will», которая часто включена в сет лист нынешнего тура, но у нас не прозвучала). А изначально должна была получиться фраза «We love you. Dear Paul». Еще стоит добавить, что иногда публика местами была несколько неживой — видимо сказались те факты, что выступление проходило в будний день и то, что перед концертом пришлось постоять в очередях. Но это уже сущие пустяки, так как для большинства концерт Пола Маккартни стал одним из самых незабываемых событий в жизни. Люди действительно на время сплотились и стали будто братьями — «Hey Jude» распевали потом и на выходе после окончания концерта. Абсолютно каждый получил такой заряд эмоций, на который даже и не рассчитывал.
И, напоследок, пара слов о подарке Полу от Международного Клуба Битлз.ру — красивые, оригинально расписанные, пять матрешек с фотографии ниже.