«Primavera Sound»: гид по фестивалю
Фестиваль "Primavera Sound"
Где: Барселона, Испания
Когда: 22.05.2013 г.
Ежегодный международный музыкальный фестиваль «Primavera Sound» проходит в конце мая-начале июня с 2001 года в красивейшем испанском городе Барселоне. «Примавера» славится масштабным лайн-апом из исполнителей инди- , рок- и электронных сцен: в числе хедлайнеров фестиваля были Blur, My Bloody Valentine, Nick Cave and the Bad Seeds, Sonic Youth, The White Stripes, Primal Scream, New Order, Iggy and the Stooges, Lou Reed, Pixies, The Smashing Pumpkins, Portishead, Neil Young, Pavement, Pet Shop Boys, Pulp, The Cure и многие другие.
В последнее время именно «Примавера» задает тон всем летним европейским фестивалям, некоторые даже сравнивают ее с американским «Coachella». В 2012 году фест добрался до Португалии: на выходных, следующих после «Примаверы», в городе Порту проходит «Optimus Primavera Sound». «Primavera» превратилась в мероприятие, которое каждый меломан должен посетить хотя бы раз, и тому есть несколько весомых причин.
Барселона
Перво-наперво, вы лишний раз (если не впервые) посетите один из самых красивых морских городов Испании. Вас ждут такие достопримечательности города как:
- неповторимая архитектура Антонио Гауди, способная изменить представление о планировании пространства (обязательны к посещению Саграда Фамилия, парк Гуэль, дом Мила и дом Бальо);
- внушительный морской порт и уходящие от него вглубь города улицы, в том числе, главная — Рамбла;
- гора Монжуик с невиданной красоты музеем каталонского искусства и площадью рядом с ним, Олимпийским комплексом, испанской крепостью, смотровыми площадками и «испанской деревней» (там снимался фильм «Парфюмер»);
- музей Пикассо — первый музей художника, открытый еще при его жизни;
- готический квартал с уютными ресторанами и небольшими магазинами на фоне средневековой готики;
- парк Цитадель с восхитительным фонтаном «Каскад», спроектированный учеником Гауди; также здесь есть зоопарк, а в дни «Примаверы» проходят выступления некоторых участников фестиваля;
- стадион «Камп Ноу» футбольного клуба «Барселона»;
- набережная тихого пляжного района Барселонета;
- гора Тибидабу, к фуникулеру до которой можно добраться на старинном голубом трамвае, которому уже больше сотни лет; также на горе есть увлекательный парк аттракционов.
Парк дель Форум
В этом парке проходит собственно «Primavera Sound», и живописнее места для музыкального мероприятия не найти. Только представьте себе огромное пространство на самом берегу моря со всевозможными современными архитектурными постройками, мостами и гигантской солнечной батареей, удивительно дополняющей общий ансамбль сооружений. Здесь традиционно располагаются семь или восемь разнообразных сцен «Примаверы», есть даже своего рода «амфитеатр», где одну из площадок устанавливают напротив широкой высокой лестницы, ступени которой становятся сидениями во время концерта.
Форум огромный — расстояние до удаленных сцен приличное, минут десять ходьбы, и это нужно учитывать, планируя собственный лайн-ап на день (в этом поможет удобное приложение для мобильных телефонов). Помимо концертных площадок имеется еще множество всевозможных торговых и развлекательных точек, так что любой найдет себе занятие по душе. Фудкорты здесь не менее масштабны, больших очередей не создается. На каждой сцене выступает порядка пяти-шести крутейших групп, так что посетители фестиваля постоянно кочуют от одной точки к другой (здесь пригодится не только моральная, но и физическая подготовка).
Самое главное на Форуме — изумительный вид на море, открывающийся с упомянутых выше «сидячих» мест, а также, к радости артистов, с некоторых сцен: вы не раз услышите фразы восхищения. Парк дель Форум находится в нескольких станциях метро езды от центра, и дорога займет лишь около двадцати минут. Можно найти место для проживания в непосредственной близости от парка, но лучше всего расположиться в районе Барселонета, откуда пешком можно дойти до центра и даже до самого Форума (путь займет около часа). Метро открывается в пять или шесть утра, в зависимости от дня недели, от «Примаверы» ходят специальные автобусы и недорогое такси.
Primavera
«Примавера» — это фестиваль моря, солнца и музыки. Выступления начинаются вечером и длятся до утра (в конце мая в Барселоне бывает весьма ветрено, так что, пакуя чемодан, лучше запастись теплыми вещами). Кстати, фестиваль городской, без кемпинга. Концерты проходят не только в Парке дель Форум, но и в упомянутом ранее парке Цитадель, а также в парочке местных клубов; повсюду действует единый билет.
Лайн-ап составляют самые актуальные группы, а также перспективные местные коллективы, играющие всё — от инди-рока, экспериментала до электроники и хип-хопа. Число артистов столь велико, что, бывает, хочется буквально разорваться от желания в одно и то же время оказаться у разных сцен.
Primavera Sound 2013
В этом году на «Примавере» выступили Animal Collective, Blur, Crystal Castles, Daphni, Dead Can Dance, Death Grips, Deerhunter, Dinosaur Jr., Disclosure, Dj Koze, Grizzly Bear, Hot Chip, James Blake, Jessie Ware, John Talabot, Liars, Local Natives, Melody’s Echo Chamber, Menomena, My Bloody Valentine, Nick Cave and The Bad Seeds, Phoenix, Savages, Tame Impala, The Jesus And Mary Chain, The Knife, The Postal Service, The Vaccines, Wu-Tang Clan и многие другие. Расскажем подробнее о некоторых ярких выступлениях на «Primavera Sound 2013».
Animal Collective
Главной «фишкой» балтиморских экспериментаторов Animal Collective стала поражающая воображение сцена. Ее украсили гигантские психоделические инсталляции в духе обложки последнего альбома группы «Centipede Hz». Сами музыканты во время выступления «прикреплены» каждый к своему участку сцены, разве что гитарист Deakin (Джош Дибб) постоянно нарушал границы своей территории, прыгая в экстазе по всему периметру свободного пространства. Обычно также подвижный Avey Tare (Дэвид Портнер) на этот раз был весьма стеснен, ввиду нагромождения всевозможных примочек вокруг него. Panda Bear (Ноа Леннокс) традиционно рубится за барабанами, а Geologist (Брайан Уайц) медитативно переживает происходящее, покачивая головой.
С новой пластинки были исполнены песни «Wide Eyed» (Диббом), «Applesauce», «Monkey Riches» и самая взрывная вещь «Today’s Supernatural». Крайне порадовало наличие двух треков с мини-альбома «Fall Be Kind»: «I Think I Can» и «What Would I Want? Sky». Больше всего же ождали композиций «Brother Sport» и «My Girls»: группа сыграла вторую, во время которой примаверовцы хором выкрикивали «у-у!» в припеве. Наиприятнейшим сюрпризом стало завершение сета сравнительно старой и такой любимой поклонниками песней «The Purple Bottle», исполненной Портнером на пределе эмоций.
Blur
Выступление англичан в общем и целом весьма напоминало концерт, прошедший в рамках «Пикника Афиши» в Москве (только у нас оно было «теплее» и «роднее», понятное дело). Музыканты пребывали в отличном расположении духа и с первой же песни продемонстрировали всем, что Blur в отличной форме, а, кроме того, как показалось, музыканты в отличных отношениях друг с другом. Не сходящие с лиц улыбки, фонтаны энергии Дэймона Албарна, искренняя радость Грэма Коксона, довольный вид Алекса Джеймса и Дейва Раунтри, прекрасно сыгранный сет — все заряжало позитивом собравшихся и стало, возможно, лучшим хедлайнерским выступлением всего фестиваля.
Дэймон много болтал, смеялся и всячески контактировал с публикой, в середине сета вовсе спустившись к «народу», как и в Москве, только с левой стороны сцены. «Смотрите, луна!» — восклицал он, обращая внимание публики на восхитительное ночное небо над морем. Стоит отметить, что группа выбрала беспроигрышный старт для выступления в виде песни «Girls & Boys» — с места в карьер, как говорится. Нет никакой подготовки и раскачивания, Blur с ходу заставляют многотысячную толпу рубиться под один из своих мега-хитов. На этом фоне заключительная «Song 2» воспринимается совсем уж как контрольный выстрел после убийственного сета из лучших треков коллектива (включая «Out of Time», «Coffee & TV», «Tender», «Parklife», «The Universal», «Beetlebum»), когда отдаешься без остатка каждой песне. Словом, Дэймон и компания триумфально вернулись в концертную жизнь мира.
Crystal Castles / Nick Cave and The Bad Seeds
До «одержимых» канадцев в «амфитеатре» на главной сцене прошло величавое выступление Nick Cave and The Bad Seeds. Восхитительное, завораживающее, гипнотизирующее зрелище. Ник Кейв, в исступлении взывающий не то к слушателям, не то к духам, витающим над публикой, словно священник, изгоняющий демонов. Об этом выступлении хотелось бы рассказать побольше, но, к сожалению, автору не удалось посмотреть его полностью.
Сет Кейва был бы более уместен после последовавшего безумного выступления Crystal Castles, на котором вокалистка Элис Гласс, напротив, демонизировала публику — бесноваться и слэмиться начинал весь народ, в особенности, когда она ныряла в толпу. В такие моменты уже не думаешь о материальном, что станет с твоей одеждой, сумкой или рассованными по карманам гаджетами. Только скандирование любимых «Crimewave», «Baptism», «Suffocation», «Not in Love», «Celestica», «Sad Eyes». Распевающая песни за барабанной установкой или сидящая за пультом, одной рукой управляя звуком, в другой держа сигарету — образ Элис невероятно колоритен.
Deerhunter
Американские рокеры выступали на нынешней «Примавере» аж трижды: один сет был запланирован в Парке дель Форум, другой в местном клубе, а третий состоялся на главной сцене фестиваля, когда группа заменила сошедших с дистанции Band of Horses. Так что Deerhunter смогли увидеть все желающие. Автор застал самое первое их выступление на сцене с неоднократно упомянутым выше «амфитеатром». Понятное дело, что под такую музыку не приветствуется сидеть, но, с другой стороны, подуставшие примаверовцы смогли насладиться перфомансом Брэдфорда Кокса, закрыв глаза и впитывая музыку на спокойных мечтательных вещах коллектива.
Трек-лист состоял в основном из песен нового альбома: «Neon Junkyard», «The Missing» (исполняется гитаристом Локеттом Пандтом, он же Lotus Plaza), «Blue Agent», «Dream Captain», «T.H.M.», «Back to the Middle», «Monomania». В остальном были сыграны «best of», стратовав с интро «Cover Me (Slowly)» к прославленному альбому «Microcastle», перешедшую в блистательную «Agoraphobia». «Halcyon Digest» был представлен треком «Don’t Cry» и особенно роскошными песнями «Revival» и «Desire Lines». В целом, группа является образцом рок-коллектива, а Брэдфорду не перестаешь удивляться — настолько внушительна и голосиста его худощавая фигура с гитарой наперевес.
Grizzly Bear
Группа, останавливающая время. Бруклинцы так здорово увлекают за собой в пространство своего саунда, что оглянуться не успеешь, как сет подходит к финалу. Нынешняя программа заточена под последний лонгплей «Shields», так что звучат «Speak in Rounds», «A Simple Answer», «Adelma», «Half Gate», «Gun-Shy», хитовые «Sleeping Ute» и «Yet Again», а венчает выступление бесподобная длинная «Sun in Your Eyes». Вокал Эда Дросте чередуется с Даниелем Россеном, труба Криса Тейлора чередуется с бас-гитарой, ну а барабанщик Кристофер Бэр перемежается со всеми в бэк-вокале. Эд то и дело шутил, Даниэль мило общался с собравшимися, Кристофер отмалчивался, а Крис пару раз в припевах перенимал роль лидирующего вокалиста.
Из «старых» вещей Grizzly Bear звучали «Cheerleader», «Ready, Able», «While You Wait for the Others», «Two Weeks» — жемчужины «Veckatimest», а также хит-сингл «Knife» с альбома «Yellow House». На его фоне становится очевидным, что недаром так обласканы слушателями и критикой именно последние две пластинки коллектива. Все-таки песни на них гораздо доступнее по восприятию и масштабнее, в то время как треки «Yellow House», при всем их великолепии, больше рассчитаны на устоявшихся поклонников коллектива, на вдумчивое неторопливое прослушивание. Также подогрели восторг публики изящные декорации сцены в виде мерцающих электрических фонариков, плывущих позади музыкантов.
James Blake
Бриллиант сам по себе и бриллиант фестиваля. Грандиозные басы, затаившие дыхание поклонники, трепетно внемлющие каждому звуку и особенно бесподобному голосу Джеймса Блейка. На глазах у автора люди, пришедшие на сет любопытства ради, становились фанатами Джеймса. Вот стоит человек без особых эмоций, слушает дабстеп, с которого начинает свою программу одаренный англичанин, и вдруг его глаза округляются в удивлении, а на лице появляется выражение эдакого просветления, только он начинает петь. А по окончании концерта многие еще несколько минут не могут шелохнуться, зачарованные этой искусной, утонченной и, вместе с тем, пробирающей до глубин сердца музыкой.
На сцене происходит минимум действа, каждый музыкант за своим инструментом, сам Джеймс даже не по центру, а несколько с краю восседает за синтезаторами и пультами. Застенчивый, благодарный, восхищенный теплым приемом. Вершины перфоманса — это, безусловно, «CMYK» (здесь толпа с удовольствием кричит «Damn!»), «Limit to Your Love», «Overgrown», «Retrograde», «Voyeur», «The Wilhelm Scream» и «Digital Lion». Перед исполнением последней Джеймс сказал: «Эта песня посвящена Брайану», — вероятно, подразумевая соавтора композиции Брайана Ино. Выступление Джеймса насыщено импровизациями, и не все треки играются один в один со студийными записями, а вокал звучит даже великолепнее, чем на альбомах — а это большая редкость.
Jessie Ware
Джесси Уэйр — образец женственности и элегантности. Изящно перемещается по сцене, искрится улыбкой и удивительно поет. Настоящая дива. В то же время, между песнями красавица как будто сходит с небес на землю и превращается в девчонку из соседнего двора или вашу старую знакомую, как хотите. Шутит, хихикает, посылает воздушные поцелуи и нахваливает музыкантов, играющих с ней. Но случается, что и во время выступления она может отвлечься, как когда она воскликнула парню, подпершему рукой подбородок и самозабвенно наблюдавшему за ней: «О, ты так трогательно следишь, как я пою: будто гордая за своего ребенка мама! Мне это нравится!»
Грандиозен финал сета Джесси, когда идут в паре восхитительные треки «Wildest Moments» и «Running». Воздушная «110%» и бонус-трек «Imagine It Was Us» вносят существенное танцевальное разнообразие на фоне более плавных композиций. Также сюрпризом стала старая неальбомная песня «Valentine», которую в оригинале Джесси поет с музыкантом Sampha. Сейчас роль Сампы на себя берет барабанщик (в Москве на фестивале «Субботник» он тоже пел) из концертной группы задорной англичанки. «Поприветствуйте самого лучшего певца в мире!» — щедрости на комплименты ей не занимать. А барабанщик действительно поет неплохо, напоминая оригинального исполнителя партии в этой песне.
Liars
От концерта Liars можно ожидать чего угодно, но только не того, что есть на самом деле. А есть безумие, тотальное всепоглощающее сумасшествие, ваша голова готова оторваться от тела, извивающегося в бешеном ритме треков. Таковы сегодня эти странные американские экспериментаторы. Троица с ходу пускает в сет-лист россыпь совершенно новых треков, многие из которых даже не имеют устоявшегося названия. Упор теперь ставится на ударные, так что барабан и драм-машина в центре внимания.
Новая манера исполнения с резкой сменой темпа во время живого выступления навеяна электронным альбомом «WIXIW», и даже если вам что-то показалось на этом лонгплее скучным, на концерте Liars ни на секунду не дадут заскучать. А уж новинки, в особенности номер «Mess on a Mission» позволяют надеяться, что группа приготовит к релизу нечто невероятное. Из старых песен была исполнена «Broken Witch» и трек 2010 года «The Overachievers».
Phoenix / Tame Impala
Обе группы выступали на главной сцене, Phoenix были хедлайнерами. Что касается французов, они прекрасно смотрятся в рядах главных исполнителей феста и по статусу безупречно выстроили свое шоу: имели место грандиозный видеоряд, шикарный фейерверк из конфетти, продолжительные комбинации из нескольких песен, море хитовых композиций, главные из которых относятся к прославленному альбому «Wolfgang Amadeus Phoenix» (включая «Lisztomania», «Fences», «1901»).
Tame Impala выступали при свете дня, и оттого их сет утратил часть своей психоделической магии. В арсенале австралийцев уже предостаточно боевиков вроде «Elephant», «Solitude Is Bliss», «Apocalypse Dreams», «Mind Mischief», «Feels Like We Only Go Backwards», «It Is Not Meant to Be», «Alter Ego», «Half Full Glass of Wine», а также достаточно и просто отличных композиций, составляющих в результате шикарный сет-лист. Хочется пожелать Phoenix продолжать в том же духе, а Tame Impala скорее выйти на уровень хедлайнеров фестивалей — хотя бы ради выступлений в ночное время.
The Knife
Программа эксцентричных шведов стала в этом году одной из самых обсуждаемых. Мнения разделились сразу же после первых концертов, когда, наконец, стало известно, что The Knife придумали на этот раз. Одни не устают петь дифирамбы их задумке, другие ругают напропалую, говоря, что на сцене творятся сразу Евровидение, караоке и дискотека. Мы отнесем себя к числу первых, так как считаем, что концерт Карин, Олофа и большой компании безупречен от начала и до конца. Именно во время живого выступления The Knife в полной мере осознаешь, насколько невероятен их новый альбом — вся его мощь и витиеватость обрушивается лавиной, а происходящее на сцене действо заставляет смотреть на него безотрывно и с энтузиазмом ребенка.
Вместе с дуэтом выступает порядка 10–15 человек в костюмах, напоминающих одновременно средневековые и дискотечные одежды. Стартует перфоманс чинно-мирно с песни «A Cherry on Top», во время которой к центру сцены вывозят диковинный инструмент (видимо, тот самый, который был сооружен для записи «Shaking the Habitual»), а дальше, после внушительного номера «Raging Lung», начинаются танцы (вместе с Карин и Олофом!), танцы и еще раз танцы. Брат с сестрой не акцентируют на себе внимание публики, растворяясь в группе, лишь порой Карин фигурирует в главной роли певицы (бывает, что вместо нее «поет» кто-нибудь из участников группы, а то и все вместе). Вершиной сета стал заключительный дэнс «Silent Shout», утопающий в сфете софитов.
Hot Chip
Веселые английские ботаники Hot Chip выступали в последний день в Форуме в три часа ночи. К этому моменту все хедлайнеры других сцен уже отыграли, так что на Hot Chip собралось максимальное число зрителей, таких же веселых и разгоряченных после предшествующих концертов. В воздух взмывали флаги, бамбуковые ветки, пляжные зонтики и что только не. Публика буквально плясала до упаду, так как это выступление было заключительным, если не считать еще несколько диджей-сетов, но это уже несколько из иной оперы. Словом, музыканты и слушатели отрывались по полной.
Квинтет сыграл немало бронебойных шедевров вроде «Over and Over», «Ready for the Floor» и «And I Was a Boy from School», песен по количеству было всего десять (меньше, чем в Москве на фестивале «Ahmad Tea Music Festival»), но большинство треков существенно удлинились за счет всевозможных проигрышей и импровизаций. Откровением стало, что группа умудряется даже совершенно спокойные альбомные записи на концерте превращать в танцевальные версии, так что от начала и до конца ты несешься вместе с Hot Chip на бешеной скорости в музыкальном пространстве, без пауз и замедлений. С полной уверенностью можно утверждать, что это выступление лучше всех подходило для финала «Примаверы».