Bat for Lashes «The Haunted Man»
Bat for Lashes
The Haunted Man
Дата релиза: 15.10.2012
Жанр: Дрим-поп
Происхождение: Лондон, Англия (Великобритания)
Лейбл: Parlophone
Оценка Trill:
Нередко в интервью Наташа Хан, она же Bat for Lashes, говорит, что собственные амбиции неизменно подхлестывают ее к созданию все более сложных работ. При записи нового альбома «The Haunted Man», у певицы появились мысли насчет написания в будущем уже чуть ли не оперы. Впрочем, до этого еще далеко, судя по текущему положению вещей.
После прослушивания «The Haunted Man» создается впечатление, будто запись певице далась нелегко. Так оно и было на самом деле, по словам Наташи. Дело в том, что после тура в поддержку предыдущего лонгплея «Two Suns», девушку ждал крайне болезненный разрыв с любимым человеком. Долгое время Хан была настолько подавлена, что не могла написать и строчки, всерьез подумывая над завершением музыкальной карьеры. К счастью, знакомые музыканты посоветовали ей заняться чем-то новым и не обязывающим в творческом плане, для отвлечения мыслей. Так Наташа записалась на курсы рисования и танцев, которые мало-помалу восстановили ее сочинительские силы. Вкупе с остальными неизбежными изменениями, в жизни певицы наконец-то наступил момент искренней радости и ощущения гармонии.
Альбом «The Haunted Man» можно рассматривать как своего рода мостик между шаманским лоу-файным и синтипоповым прошлым Bat for Lashes к выходу на уровень элегантной поп-музыки для широкой аудитории. Лонгплей отражает жизненные перипетии и настроения Наташи, а центральный его замысел состоит в том, чтобы примириться со своим прошлым, сбросить груз ошибок с плеч, обрести спокойствие и продолжить путь дальше. Название пластинки и ее обложка намекают именно на подобное толкование основной идеи работы.
В записи альбома на сей раз принимало участие несколько продюсеров, включая неизменного коллегу Наташи Дэвида Костена, а также Бека, Дэвида Ситека (TV on the Radio) и Дэна Кери (M.I.A., Hot Chip, Santigold). На новой пластинке чувствуется полная отдача причастных к ней лиц, разве что сама Хан теперь воспринимается скорее как певица, нежели чем музыкант-сочинитель. Ее видение песен прошло через видения сразу нескольких разных сильных личностей, что наложило отпечаток на весь материал. В этом заключается слабая сторона альбома. В отличие от щемяще грустного цельного мира дебютника «Fur and Gold» и женственной двуликой вселенной последующего «Two Suns», пластинке «The Haunted Man» нечего предложить кроме собственно музыки и вокала. Недостает легенды и того волшебства, которым Bat for Lashes прежде моментально зачаровывала слушателя.
Если же рассматривать альбом, не беря в счет «сказочность», то «The Haunted Man» представляется, безусловно, высококачественной записью. Музыка здесь невычурна, но объемна благодаря бесчисленным вкраплениям оркестровых партий. Совместно с мягким дымчатым вокалом Наташи создается эффект общего напряжения, переходящего в спокойствие под конец альбома — то, чего и добивалась певица в эмоциональном плане.
Лирика Bat for Lashes как всегда исключительно образна, хотя, отдельные фразы дают понять, о чем конкретно поется в той или иной песне. Так перерождение человека передано в медитативных композициях «Lilies»: «Thank God I'm alive!» («Слава Богу, я жива!») — «Oh Yeah»: «Here I am looking for a lover to climb inside, waiting like a flower to open wide. I'm in bloom!» («И вот я здесь в ожидании появления возлюбленного, готовая раскрыться подобно цветку. Я полна сил!») — и «Horses of the Sun»: «And as I walk through my door, I saw the stars spelled out „saved“». («И входя в свою дверь, я вижу как звезды сложились в слово „спасенная“»).
Блистательная, натянутая как стрела, ударно-гитарная песня «All Your Gold» поет нам о том, как тяжесть нашего прошлого может отравлять настоящее: «There was someone that I knew before. A heart from the past that I cannot forget. I let him take all my gold and hurt me so bad but now for you I have nothing left of all my gold» («До тебя был другой человек. Ушедшая любовь, которую я не могу забыть. Я позволила ему обладать всем своим богатством, а затем причинить мне сильную боль. Теперь для тебя у меня не осталось ничего из моих сокровищ»).
Синтипоповая танцевальная «A Wall» намекает о возможности выхода из непростой ситуации: «When you see a wall I see a door» («Там, где ты видишь стену, я вижу дверь»), — а позитивная басово-клавишная «Rest Your Head» и вовсе подстегивает к танцу, моральному успокоению и радости жизни: «Come on now, rest your head and I'll protect you. You've been rolling too fast, running for fear. You've gotta stop sometime soon». (Подойди ко мне, положи голову на мое плечо, и я тебя укрою от невзгод. Ты бежал слишком быстро, бежал из страха. Тебе лучше остановиться пока не поздно").
Образность песен Bat for Lashes удивительно точно передана посредством музыки. Слушая скрипки и трубы «Winter Fields», невозможно отделаться от ощущения, будто находишься посреди бескрайнего заснеженного поля поздним полнолунным вечером. А под вздыхания Наташи в треке на втором плане, невольно и сам поддаешься веянию холода и грусти. Увлекательный трек «The Haunted Man» переносит в компанию поющих и марширующих под барабанную дробь мужчин где-то на морском скалистом утесе. А заключительная медленная песня «Deep Sea Diver» на самом деле подобна погружению в воду, все глубже и глубже под звуки клавишных и голоса Наташи.
Лишь только две песни на альбоме построены не на образности, а на неприкрытых эмоциях — бесподобные минорные «Laura» и «Marilyn». Одна затрагивает историю существующей звезды Мэрилин Монро, другая — историю выдуманной Лоры, но исполнена эта песня так, что, не зная предыстории, слушатель совершенно четко представляет себе всю сложившуюся ситуацию и переживания этой «суперзвезды». И если «Marilyn» приукрашена инструментами и сэмплированными мультяшными голосами, то «Laura» совсем минималистична, построена лишь на аккомпанементе клавиш и подыгрывающих духовых. Обе композиции оказывают мощное воздействие на слушателя — оголенный нерв Наташиных чувств, электризующий все вокруг. Такая и есть теперь новая Bat for Lashes. Умудренная горьким опытом, сильная, победившая апатию женщина, нашедшая путь к восстановлению через творчество.
Станет ли в будущем Наташа ярче и интереснее посредством нынешних изменений в звучании ее музыки, предугадать весьма сложно ввиду того, что «The Haunted Man» слушается именно как «переходный» альбом. С другой стороны, налицо кардинальные имиджевые превращения певицы и ее общее личностное и профессиональное взросление. Все это дает повод поразмыслить о том, что, возможно, лучшие работы Bat for Lashes еще впереди.