Beady Eye «Be»

Beady Eye - Be

Beady Eye

Be

Дата релиза: 10.06.2013

Жанр: Рок

Происхождение: Манчестер, Великобритания

Лейбл: Columbia

Музыкальный стиль брит-поп, набравший обороты в середине 90-х, был ничем иным, как некой рекурсией британской рок-революции 60-х, а музыканты группы Oasis — главными баламутами в этом направлении. Вокалист Лиам Галлахер не стеснялся выглядеть как двойник Джона Леннона, а сама «оазисовская» музыка представляла собой дикий коктейль из «секспистолзовских» гитар и «битловской» мелодики. В то время набили оскомину скандальные высказывания братьев Галлахеров, стремившихся облить грязью все, что движется, а также их многочисленные пьянки, ссоры и драки в лучших традициях телеканала НТВ. Все это выглядело бы достаточно неприятно («Позор пьянице и дебоширу Галлахеру Л.!»), если бы за этим феноменом не стоял мелодический (не побоимся этого слова) гений гитариста Ноэла Галлахера. Несмотря на свое пролетарское происхождение, лексику как у больного синдромом Туретта и раздутое до небес эго — черт возьми, этот парень действительно умел писать мелодии!

Хитовые песни Ноэла отлично сочетались с узнаваемым напористым вокалом Лиама — и это был один из самых удачных музыкальных тандемов своей эпохи. Правда, на последних записях Oasis Ноэл или потерял творческую форму, или просто разленился, и в альбомы стали включаться проходные по качеству треки авторства Гема Арчера и Энди Белла, гитаристов Oasis, а также (более интересные) песни самого Лиама.

Однако, «как говорят: «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт», и Галлахеры вдрызг разругались в 2009 году, а у поклонников Oasis появилась возможность оценить, что же собой представляют братья порознь как творческие единицы. Лиам незамедлительно переманил к себе Гема Арчера, Энди Белла и ударника Криса Шэррока (который успел поиграть в Oasis всего лишь год), причудливо назвал свой новый коллектив Beady Eye, и тут же начал налево-направо бросаться заявлениями, что его группа гораздо круче, чем Oasis, а их дебютная пластинка станет лучшей рок-записью нашего времени — и прочая демагогия в стиле журнала NME. На деле же их дебют под названием «Different Gear, Still Speeding» вышел слабоватым и невзрачным, несмотря на отдельные достойные композиции. Все на свои места расставил великолепный первый сольник Ноэла Галлахера, который показал, кто в группе Oasis был единственным стоящим композитором. Альбом старшего брата получился настолько убедительным, что даже у Лиама не повернулся язык хоть как-то очернить его. Поэтому, засучив рукава, он решил доказать свою состоятельность не словом, а делом.

Oasis

В начале этого года в прессе снова стали появляться цитаты, что новый альбом Beady Eye «снесет всем крышу» и станет лучшей записью всех времен и народов — а это означало, что новый опус Лиама с «однооазисовцами» уже не за горами. 10 июня пластинка под лаконичным, но всеобъемлющим названием «Be» увидела свет. «To be or not to be?» — сейчас разберемся.

Открывает новый альбом сингл «Flick of the Finger» — Лиам обещал, что новые песни будут более экспериментальными и даже психоделическими, однако звучит все вполне в духе поздних Oasis с монотонной партией ударных. Психоделии по идее должна была добавить брасс-секция, но вкупе с невнятной мелодией это звучит достаточно натужно. Второй трек «Soul Love» более убедителен, тут Галлахер не пытается нагнать помпезной жути, но для начала альбома это все же несколько непритязательно.

«Face the Crowd» — номер за авторством Энди Белла — абсолютно в духе первой пластинки Beady Eye, то есть саунд а-ля The Who и абсолютно никакие мелодии. Если Лиам действительно может иногда сочинять красивые и мелодичные песни, то Энди Белл с Гемом Арчером абсолютно середняковые сонграйтеры, занимающиеся тоскливой репликацией классического мод-рока. Это также доказывает сингловая «Second Bite of the Apple», сочиненная Арчером — занудная мелодия под тривиальные аккорды дополняется все той же громоздкой брасс-секцией, которая, по идее, должна прибавлять масштаба и пафоса, но в итоге только усложняет и без того непростое восприятие этой песни.

«Soon Come Tomorrow» — милый акустический номер, но опять же, ни о каком прорыве и новаторстве речи не идет, все это напоминает The Kinks и The Birds, переслушанные вдоль и поперек. А вот «Iz Rite» — прямо флэшбэк во времена Oasis, звучит точь-в-точь как потерянный би-сайд времен альбома «Don’t Believe the Truth» — даже прописан верхний бэк-вокал в духе Ноэла Галлахера. Надо отметить, что с середины новый альбом Beady Eye воспринимается гораздо приятнее, так, например, идущая следом «I’m Just Saying» — прекрасная подвижная песня, звучит свежо и бодро.

«Don’t Brother Me» это, как сегодня бы сказали, некий «троллинг» за авторством Лиама на тему его вечных «холиваров» с братом Ноэлом — Лиам не стесняется перефразировать некоторые «ноэловские» тексты, попутно чуть ли не предлагая помириться: «take my hand, be a man», но на деле это просто приятный лирический номер, да еще и с психоделической инструментальной кодой на несколько минут. «Shine a Light» — бодрый гитарный опус также авторства Лиама, лишний раз доказывающий, что как композитор он действительно интересней своих товарищей по группе.

Завершается альбом буквально в духе знаменитой ТВ-программы «MTV Unplugged» двумя акустическими балладами «Ballroom Figured» и «Start Anew», причем последнюю, опять же, можно рассматривать и как любовное признание некой обидевшейся девушке, так и как намек на примирение со старшим братом (прямо какая-то «Санта-Барбара» по-ирландски).

Лиам Галлахер

Самое приятное, что дальше идут бонус-треки в количестве аж шести штук, и, как водится, они гораздо приятнее и интереснее основных альбомных треков — спокойные и очень красивые песни. Особенно удивляет «Back After the Break» — приятная и сокровенная баллада: ведь может же Лиам вывернуть душу, когда не стремится казаться беспринципным мужланом! «Off at the Next Exit» — тут уже за версту видать и слыхать любовь к творчеству Джону Леннона, зато получилось душевно и искренне.

Непонятно, как воспринимать этот альбом, да и саму группу Beady Eye в целом... Сравнивать с Oasis — никчемное занятие, Beady Eye играют на своем поле, причем далеко не в высшей лиге. Если же попытаться абстрагироваться от былых достижений и воспринимать группу Лиама Галлахера как некое автономное и абсолютно новое образование, то очевидно, что Beady Eye объективно не тянут на ярких дебютантов и рупор своего времени.

Кто-то подметил, что если у Oasis на альбоме было две-три гениальных песни, две-три прекрасных, две-три хороших и одна-две «никаких», то у Beady Eye на пластинках две-три хороших песни и остальные абсолютно «никакие» по мелодике номера. На самом деле все не так прискорбно, альбом «Be» получился весьма симпатичным (в том числе за счет бонус-треков) и вполне позволит скоротать время в ожидании нового великолепного сольника Ноэла Галлахера. А вообще, как говорится, «мирись-мирись, и больше не дерись!»

Олег Мартишин, 12.06.2013

Поделитесь ссылкой на этот обзор