Black Sabbath «13»
Black Sabbath
13
Дата релиза: 10.06.2013
Жанр: Хеви-метал, хард-рок
Происхождение: Бирмингем, Великобритания
Лейбл: Vertigo Records
Black Sabbath — одна из тех немногих рок-групп, которые не просто придумали новый музыкальный стиль, а стали предтечей фактически целого пласта культуры. С первых звуков самой первой «саббатовской» одноименной песни, того самого знаменитого пониженного тритона — «дьявольского интервала» — берут начало хеви-металл, дум, готик-рок, трэш-энд-дэд, блэк, грайндкор и прочая нечисть, которой устрашится каждый богобоязненный мирянин.
Смены составов Black Sabbath могли бы стать темой кандидатской диссертации по психологии отношений, да и вообще эту драму стоило бы экранизировать в виде сериала наподобие «Игры престолов». Когда в ноябре 2011 года музыканты группы объявили о долгожданном воссоединении в классическом составе (Тони Айомми, Оззи Осборн, Гизер Батлер, Билл Уорд), меломаны не могли поверить своему счастью. Но и тут не обошлось без чертовщины — у Айомми была обнаружена опухоль лимфатической ткани, а когда Тони героически преодолел свой недуг, из группы был изгнан ударник Билл Уорд.
На замену несговорчивому Биллу пришел более покладистый, молодой, но не «зеленый» ударник Брэд Уилк из Rage Against The Machine (вот она — причудливая генетика рок-эволюции), в продюсеры новой записи был позван «титан мысли» Рик Рубин, и работа в студии закипела. Для успешного перезапуска карьеры великой группы важно выдержать новую запись абсолютно в духе старых классических альбомов или же наоборот, кардинально сменить направление. Нынешние Black Sabbath пошли по первому пути: как признался Тони Айомми, «Рик поставил нам нашу запись „Paranoid“, задав вопрос: сколько лет вы не слышали эту пластинку? Он хотел, чтобы мы прониклись духом ранних Black Sabbath — так и вышло, мы вернулись к корням».
И то правда — при прослушивании нового альбома, который получил название «13», чувствуешь себя каким-то Марти Макфлаем, который за доли секунды может вернуться на десятилетия назад. «13» — это самый настоящий Black Sabbath — матерый, махровый, кондовый и сермяжный в лучших традициях дремучих семидесятых.
Уже первая песня под депрессивным (а как же иначе?) названием «End of The Beginning» заставляет верить, что не было ни гранжа, ни хардкора с ню-металом — мрачные гитарные риффы и не внушающий оптимизма голос Осборна звучат как и десятилетия назад. Спешить некуда — песня длится 8 минут, впрочем, как и следующая, не менее тягучая и мрачная «God is Dead?». Кстати, Айомми в интервью упомянул и об этом: «Рик сказал, что неважно, насколько длинными выйдут песни, и мы просто играли в студии, как будто вживую, от чего я, признаться, немного отвык. Я говорил: мол, давай сыграем по частям, сначала одну партию, потом другую, а Рик в ответ: „Да нет, ребят, продолжайте!“ Все это было очень непривычно».
«Loner» звучит немного пободрее, опять же нужно отметить продюсерскую работу Рубина — ему удалось добиться аутентичного звучания, и главное, настроения классических Sabbath — это никакая не ретро-ностальгия, а способ показать окружающим мелким приспешникам тьмы, кто восседает на Троне Зла. Трек «Zeitgeist» можно назвать практически балладой, но не той, которую пели влюбленные менестрели под балконом возлюбленной, а скорее той, что напевали себе под нос монахи инквизиции, примеряя на жертву «испанский сапог» (этакий средневековый «walking in my shoes»).
Следующая «Age of Reason» брутальна, тяжеловесна и нетороплива, длится около 7 минут, повествуя о том, что все вокруг лишь тлен. Иногда, когда смотришь старое кино, например вестерны Серджио Леоне или голливудскую классику середины XX века, ловишь себя на мысли, что в наши дни все эти фильмы были бы беспощадно порезаны. Монтажеры под крики продюсеров «Да это никто не будет смотреть!» вырезали бы и неторопливые съемки прерий, и развернутые и неспешные диалоги главных героев. Так и в музыке — мы имеем формат сингла: цепляющий рифф, привлекательный припевчик, ну и для закрепления видеоклип с безумным монтажом и мельтешащей сменой кадров. Но у Black Sabbath все «всерьез и по-взрослому» — Тони Айомми медленно, но верно вгоняет слушателя в тягучую, но светлую для каждого металлиста, тоску.
На самом деле новые песни не сильно отличаются друг от друга, более того, они толком и не запоминаются, зато вполне явственно давят на психику. Трек «Live Forever» далеко не так оптимистичен, как его название и может послужить прекрасной иллюстрацией вторжения огров в Бирмингем, а «Damaged Soul» заставляет вспомнить документальные фильмы про альтернативные методы лечения в психиатрических лечебницах.
Завершает альбом «13» песня под трогательным названием «Dear Father» — даже страх берет при мысли, к кому на самом деле может обращаться Оззи, настолько мрачны гитарные риффы и вокал Осборна. Для вящей радости меломанов на делюкс-издании присутствует еще 3 бонус-трека, сыгранные абсолютно в той же депрессивной манере и создающие не менее мрачную атмосферу.
Удалось ли Black Sabbath вернуться? Безусловно! Это именно работа коллектива, а не Оззи плюс приглашенные гости — в записи чувствуется необходимая сырость кладбищенских склепов и слышится треск гробовых досок, ломаемых изнутри. Рецензировать новый альбом Black Sabbath — это как рассказывать содержание какого-либо фильма ужасов, дело даже не в сюжетной линии и диалогах героев, а необходимом саспенсе и дрожи в коленках, когда наблюдаешь за неторопливыми действиями маньяков на киноэкране. Попробуйте оценить эту запись сами — и вы отчетливо поймете, что хотели сказать авторы своим произведением.