Grizzly Bear «Shields»
Grizzly Bear
Shields
Дата релиза: 17.09.2012
Жанр: Барокко-поп
Происхождение: Бруклин, Нью-Йорк (США)
Лейбл: Warp Records
Оценка Trill:
Мультиинструментальная бруклинская четверка Grizzly Bear до 2009 года была любима достаточно узким кругом слушателей — ценителей тихого, изобретательного инди-фолка, зачастую звучащего так, будто группа играет у друзей на кухне, и каким-то образом эти песни тут же перекочевывают на готовый альбом.
Собственно, группа выросла изначально из сольного проекта вокалиста Эда Дросте, записавшего для первого альбома «Horn of Plenty» все песни самостоятельно. Объединив усилия с остальной троицей участников коллектива, Grizzly Bear выпустили свой первый, можно сказать, подлинно дебютный лонгплей «Yellow House» в 2006 году — странный, дымчатый, многоликий. В 2009 году группа сделала внушительный скачок из камерного инди-фолка в заливистый величественный барокко-поп на красочной пластинке «Veckatimest». Подобно разноцветной праздничной обложке этого альбома, группа запела бодрые открытые песни, в которые невозможно было не влюбиться с первого прослушивания. Именно на «Veckatimest» все четыре музыканта вышли на передний план с отчетливо различимыми характерами и ролями в группе, ровно как голос Эда расцвел во всей безгранично талантливой красе, замечательно спеваясь с выразительным вокалом гитариста Даниеля Россена.
Новый альбом «Shields» во многом родственен предшественнику «Veckatimest». Главное его отличие состоит в том, что если на той пластинке можно было с легкостью выделить из общей картины каждого участника Grizzly Bear, то теперь музыканты настолько дополняют друг друга, что выбрать в композициях конкретную лидирующую составляющую коллектива совершенно невозможно. Впрочем, по звучанию, явных отсылок к старым работам на «Shields» немного. Под руководством Криса Тейлора, неизменно контролирующего процесс записи, на пластинке вновь гармонично соседствуют как эпичные многослойные творения, так и не менее значительные, но чуть попроще, поп-композиции.
При записи нового альбома главные сочинители песен в группе, Эд и Даниель, впервые попробовали писать тексты вместе, что вышло у них успешно. Также Grizzly Bear на этот раз пробовали создавать мелодии на ходу, спонтанно играя друг с другом, пока не выходило что-то действительно стоящее. Эти факторы только усилили ощущение общности участников на пластинке «Shields». Теперь равнозначны и ярко выражены и бравые ударные Кристофера Бэра, и сложные аранжировки Криса, и напористая гитара Даниеля, и незаменимый голос Эда. Более того, в песнях, как никогда, то и дело Россен с Дросте чередуются друг с другом, или вовсе поют в унисон, подкрепляемый бэк-вокалами Бэра и Тэйлора.
По сравнению с сангвиническим альбомом «Veckatimest», пластинка «Shields», в тон своей серо-синей обложке, скорее флегматична. Для того чтобы прочувствовать настроение всего альбома, достаточно прослушать короткий инструментальный трек «Adelma». Эмбиентный, в духе шотландцев Boards of Canada, потусторонний, подводный, он навевает ощущения тревожной изолированности, что вдобавок соответствует смысловой составляющей текстов новых песен.
Поют Эд и Даниель нынче про то состояние человека, когда он стремится к одиночеству, и в то же время пугается его и тянется к близким. Также альбом повествует о расстояниях между людьми, географических или личностных, и как человек справляется с этими расстояниями, или, наоборот, терпит неудачу. Так, например, поет Эд в замечательном треке «Speak In Rounds»: «If I draw you upside down I can't let go. Leaves my mind at ease gives me something to focus on. Couldn't be alone» («Если я рисую тебя вверх ногами, я не могу остановиться. Это помогает мне успокоиться и сфокусировать внимание на чем-то другом. Быть одному невыносимо»), — или в грустной медленной песне «The Hunt»: «And I'll leave it all as it should be, where you are you and I stay me» («И я оставлю все, как оно и должно быть, где ты — это ты, а я — это я»).
Впрочем, будоражащих моментов на лонгплее «Shields» предостаточно. Так, встречает он слушателя шквалом из гитар, духовых и голоса Даниеля в песне «Sleeping Ute». Блистательная композиция «Yet Again» воодушевляет не хуже шедевра «Two Weeks» с предыдущего альбома Grizzly Bear. Искрящийся соловьиный вокал Эда в припеве окрыляет и заставляет на мгновение забыться, чтобы потом резко вернуть слушателя на землю громоподобным гитарно-ударным переходом в конце трека. Клавишная «A Simple Answer» в исполнении Даниеля, возвышенна и непринужденна, завершаемая прекрасным вступлением Дросте.
Изящная перкуссия, а также саксофон, скрипка и флейта сделали композицию «What's Wrong» задумчивой и утонченно нео-джазовой. Замираешь и вслушиваешься, особенно под мерное постукивание клавиш в конце песни. Гитарная, несколько пляжная «Gun-Shy» демонстрирует чудеса переплетений голосов вокалистов. Струнная «Half Gate» — будто ода тоскующего по близким путешественника, с накаливающимися эмоциями в припевах под марширующие ударные. А завершает «Shields» и вовсе масштабная композиция «Sun In Your Eyes». Хлопки, трубы, завораживающий хор подпевающих музыкантов, роково-гитарные переходы и прощальное Россеновское: «So long, I'm never coming back!» («Прощай, я больше не вернусь назад!»)
В свое время «Yellow House» и «Veckatimest» открыли творческие возможности Grizzly Bear с новых, порой неожиданных для слушателя сторон. Вместе с «Horn of Plenty» — это три совершенно разные пластинки. Альбом «Shields» в этом смысле преподносит гораздо меньше сюрпризов. Он наиболее открытый и доступный у группы, зато укомплектованный десятью безупречными треками.