James Blake «Overgrown»
James Blake
Overgrown
Дата релиза: 05.04.2013
Жанр: Дабстеп, инди-электроника
Происхождение: Лондон, Великобритания
Лейбл: ATLAS, A&M, Polydor
Оценка Trill:
Можно по-разному классифицировать музыку: по жанрам, по используемым инструментам или по территориальному признаку. А можно по тому, к каким органам человеческого тела она апеллирует. Какие-то звуки воспринимаются головой, какие-то чувствуешь животом, а какие-то приводят в движение ноги. Первые EP британского вундеркинда Джеймса Блейка, выходившие на лейбле «R&S Records», звучали как выраженные в битах и сэмплах изящные решения сложных уравнений и относились, скорее, к первой из означенных выше категорий. Его дебютный альбом, вышедший в начале 2011 года, — собрание любовных баллад под минималистичный электронный аккомпанемент — целился, разумеется, в сердце, и предвосхитил появление нового R&B. На своей новой пластинке «Overgrown» Блейк решил объединить оба подхода.
С момента выхода дебютного лонгплея было не ясно, кем является Джеймс Блейк в первую очередь (банальность «талантливый человек талантлив во всем» оставим в стороне): продюсером и битмейкером или все-таки певцом и мелодистом. По сути, на новом альбоме музыкант берет за основу неразрешенность — а, может быть, и неразрешимость — этого вопроса. Притягательная энергетика «Overgrown» исходит именно из конфликта голоса и музыки. Здесь ломкий и несмелый баритон Блейка будто ускользает от настигающих его битов и сэмплов, виляет, хитрит, обманывает. Вокал и музыка на новой пластинке — как представители живой и неживой природы, как человек и стихия, если угодно. Она может его сломать, а он, осознавая риск, стремится ее укротить.
Из-за этой дистанции, которая соблюдается между ними почти на всем протяжении альбома, настолько ярко и убедительно звучат те отрезки, в которые голос и музыка сливаются воедино, как, например, в треке «Voyeur» или в отдельных моментах номера «I Am Sold», который кажется ауттейком с хрестоматийного «Amnesiac» группы Radiohead. С другой стороны, магия музыки Блейка теряется вовсе, когда он остается один на один с фортепиано, как в песне «DLM» — становится понятно, что он как певец не может конкурировать с тем же Энтони Хэгарти, с которым Блейка часто сравнивают.
На «Overgrown» британец, как и на первом альбоме, пытается вдохнуть жизнь в бездушный дабстеп, приправляя его фолк-мелодикой. Впрочем, не только ей. На новой пластинке есть, например, коллоборация с RZA «Take A Fall For Me»: первый опыт Блейка в укрощении другой стихии — хип-хопа, и она ему покоряется. Говоря о приглашенных музыкантах, нельзя не упомянуть Брайана Ино, который придал композиции «Digital Lion» особое призрачное звучание.
Там, где патриарх жанра Burial использует чужие вокальные партии, и, закончив работу над треком, отходит в сторону и цинично за ним наблюдает, Блейк проживает свои песни, помещая себя и свой голос в центр этой машины, собранной по винтикам из чужих композиций. Он делает бездушный дабстеп живым элементарным с точки зрения идеи и невероятно сложным с точки зрения воплощения способом — просто вкладывая в него душу.