Johnny Marr «The Messenger»
Johnny Marr
The Messenger
Дата релиза: 25.02.2013
Жанр: Пост-панк
Происхождение: Манчестер, Великобритания
Лейбл: Warner Bros.
Оценка Trill:
Что означает «хороший гитарист» сегодня? Времена, когда публика восхищалась скоростью пробега пальцев по грифу, давно прошли — стоит лишь открыть Youtube, чтобы убедиться, сколько развелось никому неизвестных рекордсменов. Возможно, лучший гитарист — это тот, кто бесконечно экспериментирует и дерзновенно рождает новое гитарное звучание? Однако в наш век уже открыты и перемешаны все мыслимые и немыслимые музыкальные стили, и на данный момент «эксперименты ради экспериментов» попросту невозможно слушать.
Скорее всего, действительно хороший гитарист должен совмещать в себе эти и многие другие достоинства — быть достаточно виртуозным, чтобы плодотворно облекать свои идеи в музыкальную форму, быть вдохновенным экспериментатором, чтобы искать новое звучание и приемы аранжировок, и конечно же быть хорошим мелодистом, чтобы красивые гитарные соло и риффы заставляли сердца слушателей биться чаще.
И здесь одним из первых вспоминается Джонни Марр — гитарист группы The Smiths. По сути, вся великолепная музыка этого коллектива создана именно им. И пусть уверенную ритм-секцию обеспечивали Энди Рурк и Майк Джойс, а чувственный вокал и остроумные тексты Моррисси выделяли The Smiths из сонма коллег по цеху, именно гитарное мастерство и музыкальная изобретательность Джонни Марра сделали группу культовой. Прописывая в рамках одной песни множество разнообразных гитарных партий, Джонни добивался оригинального, плотного, но в то же время легкого звучания. Как отмечал один критик, «при поддержке искусной ритм-секции Марр со своими лаконичными, цепляющими гитарными партиями создал действительно захватывающий андеграундный (то есть, самодостаточный, не заимствовавший ничего из коммерческой музыки) поп-саунд, простота которого была более выразительна, чем все эти подчас необязательные откровения вокалиста».
После распада The Smiths в 1987 году Джонни Марр реализовал себя во многих проектах: вместе с Бернардом Самнером из New Order и Нилом Тенантом из Pet Shop Boys образовал супер-группу Electronic, активно работал сессионным музыкантом, записываясь с такими исполнителями как The Pretenders, Брайан Ферри, Talking Heads, Crowded House, Beck, Oasis, Modest Mouse (а недавно Джонни признался, что в конце восьмидесятых чуть не стал гитаристом в группе Пола Маккартни). В первой половине нулевых он собрал проект Johnny Marr and the Healers вместе с сыном Ринго Старра Заком Старки, Ли Спенсером из Cavewaves и басистом Kula Shaker Алонзо Бивэном. В 2008 году Марр официально вошел в состав группы The Cribs. Однако полновесных сольных альбомов у него, в отличие от того же плодовитого на пластинки Моррисси, до сих пор не наблюдалось.
И вот наконец-то в конце прошлого года стало известно, что Джонни записывает свой первый сольник. Для этого он вернулся из Америки обратно в Европу — альбом записывался в Манчестере и Берлине, а сводили его в легендарной студии «Abbey Road» в Лондоне. Как говорит сам Марр, его сольный дебют под названием «The Messenger» посвящен воспоминаниям о Британии и ностальгии по родным местам.
Уже первый трек «The Right Thing Right» показывает, откуда растут ноги у современного британского гитарного рока: смачные гитары, рваные аккорды — все звучит как всегда фирменно и зажигательно. Надо отметить, что вокал у Джонни Марра вполне себе приличный, и как сингер-сонграйтер он смотрится самодостаточно. Песня «I Want the Heartbeat» начинается с интересного гитарного драйва и продолжается в том же бодром пост-панковом ключе, только, в сравнении с восьмидесятыми, здесь более плотная и прямолинейная ритм-секция. Следующая «European Me» — это просто рай для меломана: акустическая гитара, электрогитарные пассажи, ненавязчивые клавишные и красивая мелодия — стопроцентный хит. «Upstarts» бодрит «качающими» гитарными риффами; «Lockdown» — еще один духоподъемный гимн, с той же прекрасной слайд-гитарой и мелодичным куплетом.
Заглавная «The Messenger» также начинается с модных «рваных» аккордов: даже удивительно, как пятидесятилетнему гуру британской рок-музыки удается писать столь молодые и актуальные по настроению песни! Следующий трек с ярким названием «Generate! Generate!» также выделяется бодрой пульсацией, боевым настроением и мелодичным припевом. «Say Demesne» начинается с U2-подобных гитарных проходов (на заре восьмидесятых ирландцы тоже играли беcкомпромиссный пост-панк), и синтезаторы только подчеркивают возвышенное настроение песни.
«Sun & Moon» представляет собой безапеляционный рок-боевик, после которого снова идет «новая волна» — звук гитары в песне «The Crack Up» заставляет вспомнить Би-2 (вернее, их попытки играть прозападный пост-панк), а меланхоличная «New Town Velocity» звучит совсем как новая песня группы Ю-Питер с очередной прекрасной гитарной партией Георгия Каспаряна. Заключительная «Word Starts Attack» становится достойной кодой сольному дебюту Джонни Марра — четкая пульсация, узнаваемый гитарный драйв и даже некое «смитсовское» настроение в ритм-секции.
Альбом «The Messenger» оказался крепкой студийной работой — наконец-то мы можем в полной мере оценить композиторский и исполнительский талант Джонни Марра, когда он не прячется за спинами коллег по группе. Те же, кто до сих пор скучают по The Smiths, могут мысленно представить в новых песнях голос Моррисси и утереть слезу. Следящие за новинками британской инди-музыки будут приятно удивлены, насколько актуально звучит сегодня один из основателей стиля брит-поп, а музыкантам и звукорежиссерам будет весьма занимательно разобраться, из каких таких «кубиков» Марр сложил свой фирменный плотный гитарный звук.
P.S. На днях (27 февраля 2013 г.) Джонни Марр получит звание «Богоподобного Гения» («Godlike Genius») от журнала NME. По этому поводу главный редактор Майк Уильямс распространил следующее заявление: «Все склонитесь перед Джонни Марром, богоподобным гением NME, новобранцем нашего святого ордена музыкальных легенд. Марр не только писал историю музыки с одной из величайших групп мира — The Smiths, он продолжил расширять границы и развиваться, работая с одними из лучших и самых восхитительных артистов планеты. Для меня будет огромным удовольствием назвать Джонни Марра нашим богоподобным гением. Еще никто никогда не заслуживал этого титула в той степени, как он».