Lou Reed & Metallica «Lulu»
Lou Reed & Metallica
Lulu
Дата релиза: 31.10.2011
Жанр: Heavy Metal, Noise Rock, Avant-garde
Происхождение: USA
Лейбл: Warner Bros., Vertigo
Оценка Trill:
Да уж, господа, весьма нескучно жить на этом свете! Автор должен признаться, что чрезвычайно затруднен в своих оценках данного релиза.
Да простят читатели начало данной рецензии в неком гоголевском стиле, однако совместный альбом Лу Рида (Lou Reed) и Metallica иначе как с иронией воспринимать нельзя, причем ирония – весьма отдаленное определение по сравнению с теми чувствами, которые поселились в сердце автора. Эти чувства можно проиллюстрировать строками того же Гоголя: «…останавливает его неограниченное почтение, а с другой стороны… с другой стороны — просто трудно… Даже странно, совсем не подымается перо, точно будто свинец какой-нибудь сидит в нем».
А теперь обо всем по порядку. Группа Metallica в представлениях не нуждается, это коллектив, изменивший лицо современной рок-музыки и навсегда оставивший свой железобетонный след в неокрепших умах множества поколений. Лу Рид – фигура широко известная в узких кругах, лидер культовых The Velvet Underground, настолько культовых, что какую-либо их песню напоет лишь каждый десятый меломан. Хотя The Velvet Underground считаются родоначальниками альтернативного рока, да и вообще, своеобразными демиургами инди-музыки.
15 июня 2011 года на официальном сайте Metallica появилась информация о новом материале, ранее называемом «секретным проектом», который включал в себя 10 песен, записанных с участием Лу Рида. Музыкальная общественность была шокирована — представить ветерана нойз-андеграунда в одном строю с бравыми «металликовцами» не смог бы, наверное, даже сам Энди Уорхолл. Однако история знает множество абсолютно неожиданных союзов, которые создавали потрясающую музыку – это и Боно с Тиной Тернер, и Ноэл Галлахер с The Chemical Brothers, и недавний союз Мика Джаггера и Дэйва Стюарта с сыном Боба Марли и прочими американо-индийскими товарищами под названием Superheavy.
В случае с творческим союзом Лу Рида и Metallica можно было ожидать три варианта развития событий: или Хэтфилд с собратьями заиграет тягучий инди-рок, в тему украшенный абстрактной сумрачной лирикой Рида, или сам старик Лу зарычит под фирменный и узнаваемый трэш-энд-дэд, или, согласно принципу синергии, родится абсолютно оригинальный, непохожий ни на кого из создателей продукт – какая-нибудь пинкфлойдовщина или, наоборот, пост-панковые мотивы. Произошло же нечто абсолютно другое – Лу Рид просто начитывает свои декадентские стихи под неизменные монолитные «металликовские» рифы.
Нужно отметить, что данная пластинка была вдохновлена пьесами немецкого поэта-экспрессиониста Франка Ведекинда. Лу Рид написал песни и музыку для театральной постановки «Лулу» по мотивам Ведекинда, но после совместного выступления с Metallica в честь 25-летия Зала славы рок-н-ролла музыканты решили записать альбом. Понятно, что данный опус надо воспринимать не более, как эксперимент – весьма авангардный и нишевый. И не ясно, зачем он позиционируется как совместный альбом Металлики и Лу Рида? У Дэймона Албарна, например, для этого есть прием «новой группы» – если душа требует чего-нибудь потустороннего, всегда можно назваться «Гориллами» или «Хорошим, плохим и Королевой» и творить на потребу публике под новой вывеской. Никоим случаем не хотелось бы превращаться в упертого металлиста, негодующего по поводу абсолютной несуразности и шизоидности альбома «Lulu», но этот релиз действительно производит впечатление некоего смятения, а может быть и колоссального стёба.
Честно говоря, даже нет возможности разобрать «Lulu» потреково – все песни скроены по одному лекалу. А может быть вся суть в текстах? Вот лишь некоторые выдержки: «Повар опьянел и шлюхи съёжились до размера тарелок с десертом, но я лично счастлива, ведь у меня есть мой негритосик и немного опиума», «Умоляю, унизь меня, скорми мне отходы, пожалуйста, плюнь мне в рот», «Кусаю твои соски, пока не откусываю их совсем, плевать ты хотела на заботу, тебе такое не известно и твои прокладки Котекс»...
Продолжать цитировать эти перлы можно до бесконечности, и по своему автора можно понять – кому не хотелось достичь самых черных бездн человеческого сознания и вытащить это всё наружу перед изумленной публикой. Вспомним, что в мировой культуре имеет место быть и откровенность Генри Миллера, и шизофазия Джеймса Джойсса, и чернуха Чака Паланика. Но может король все-таки голый? Возможно, альбом «Lulu» – всего лишь неудачный декадентский эксперимент, прячущийся за показушной брутальностью, ну а «металликовцы» только рады поиграть в трендовых андеграундовых чуваков.
Потрясающую шумиху этот альбом вызвал на многочисленных форумах в интернете, вот пара цитат, показывающих настроение, которое царит в рядах приунывших меломанов: «...причём тут концептуальность и психоделическое экспериментаторство, если этот старикан элементарно не попадает в ноты? Напоминает фрустрационный бубнёж впавшего в детство пенсионера в общественном транспорте...», «Либо старпер Рид затроллил старперов из Метлы, либо они все троллят нас, что подло», «Ну, теперь будем ждать David Bowie & Anthrax», «Реинкарнация Л. Брежнева».
Сложно, конечно, оценивать этот сложный альбом – возможно через многие десятилетия данный опус станет культовым, и его будут проходить на курсах по культурологии XXI века. Надеемся дожить до этого времени.
И чтобы быть до конца справедливыми, дадим высказаться и самим виновникам торжества, в частности Кирку Хэммету: «Я думаю, что это одна из лучших вещей, что мы когда-либо делали. Эта работа показала что мы всё ещё можем быть по-настоящему спонтанными. Мы не были такими уже много лет, наверное, с восьмидесятых. Мы отошли от привычной среды и поэтому создали материал, который в нормальном состоянии не сочинили бы. Это, по большому счёту, творчество для себя. И мы просто приглашаем всех принять участие в вечеринке. Это то, чего многие не ожидали от нас. Должен сказать, что не стоит судить эту работу с точки зрения хэви-металлических стандартов, и тогда, может быть, вы лучше поймете ее».
Се ля ви.