Pearl Jam «Lightning Bolt»
Pearl Jam
Lightning Bolt
Дата релиза: 14.10.2013
Жанр: Рок, альтернативный рок
Происхождение: Сиэтл, США
Лейбл: Monkeywrench, Republic
Эдди Веддер производит впечатление самого психически устойчивого и трезво мыслящего фронтмена из числа групп так называемой «сиэтлской четверки» (Pearl Jam, Alice in Chains, Nirvana, Soundgarden). Музыка Pearl Jam всегда была несколько выше эстетики гранжа и выходила за его стилистические рамки. Это отразилось и на относительно стабильной и непрерывной карьере PJ, которая началась с выдающегося коммерческого успеха (дебютный релиз «Ten» — самый успешный альбом в истории альтернативного рока).
Но дело конечно не только в количестве мешков с заработанными баксами. За свою долгую историю группа убедительно доказала свою творческую состоятельность и даже приобрела необходимый патриархальный лоск: Эдди Веддер весьма дорожит своей дружбой и сотрудничеством с Питом Тауншендом и Нилом Янгом, да и сам, по большому счету, уже стал преемником традиций классического гитарного рока. За время, прошедшее с момента выхода предыдущего «пёрлджэмовского» альбома «Backspacer» в 2009 году, он успел выпустить интересный сольник «Ukulele Songs» в 2011-м, поучаствовать в различных музыкальных коллаборациях, после чего со свежими силами вернулся в родной коллектив, записав новую пластинку под названием «Lightning Bolt».
Первый трек «Getaway» сразу задает необходимое настроение — бодрящий рок-номер с первых нот оставляет позади приземленных эпигонов вроде Nickelback. Вообще удивительно, как гранж, будучи сугубо нишевой культурой, стал музыкальным рок-мейнстримом в Америке и превратился в радиоформат. Наверное поэтому вторая песня «Mind Your Manners» была выбрана для продвижения нового альбома в качестве сингла — это классический Pearl Jam с мощной ритм-секцией и фирменным звуком гитар Стоуна Госсарда и Майка Маккриди.
«My Father’s Son» не имеет ничего общего с одноименным хитом Джо Кокера и представляет собой тот же «radio-friendly grunge» — «привет из 90-х», упакованный в яркую обертку. Здесь стоит отметить качественную работу постоянного продюсера группы Брендана О’Брайена, также работавшего, между прочим, с Бобом Диланом, Брюсом Спрингстином, AC/DC и целым легионом лучших американских альт-рок-коллективов.
Cледующая на контрасте баллада «Sirens» украшена акустическими гитарами и восхитительной мелодией. Заглавная «Lightning Bolt» — опять бескомпромиссный рок-боевик, бьющий со скоростью молнии прямо в сердце. Звучащая следом «Infallible» демонстрирует другую грань таланта Эдди Веддера сотоварищи — умение сочинять песни с оригинальной и непростой аранжировкой, сохраняя тем не менее душевность замысла и приковывая внимание слушателя. Это подтверждает и «Pendulum» — роскошный лирический номер, начинающийся с меланхоличного фортепианного проигрыша; также интересна здесь диссонирующая партия бас-гитары и звук соло-гитары а-ля Юрий Каспарян из группы «Кино». «Swallowed Whole» звучит как жизнерадостный кантри-рок Кита Урбана, но нанизанный на нестандартную и интересную по звучанию ритм-секцию в духе R.E.M. «Let the Records Play» же исполнена в стиле «олдового» гитарного ритм-энд-блюза.
После таких драйвовых треков вполне уместна кантри-поп-песня «Sleeping by Myself» — как правило, американские музыканты ценят свои кантри-корни и частенько эксплуатируют их к случаю и без оного. Следующая «Yellow Moon» — весьма тягучий и атмосферный акустический блюз, сразу заставляющий представить (а кого-то, возможно, и по личному опыту вспомнить) знаменитый фестиваль в Вудстоке, времена хиппи и психоделии. Логично завершает новый альбом сокровенная баллада под названием «Future Days» — этот трек с небрежным фортепианным интро подводит практически философский итог всему новому опусу: «I believe cause I can see our future days, days of you and me».
Новый альбом Pearl Jam вполне удался. Некое «возвращение к истокам» на «Lightning Bolt» оказалось абсолютно оправданным, громкие гранжевые номера гармонично перемежаются красивой и меланхоличной лирикой. Можно даже позавидовать поклонникам американской альтернативы 90-х, что их кумиры (пережившие эти самые 90-е) и сегодня преисполнены творческих сил.