Portico Quartet «Portico Quartet»
Portico Quartet
Portico Quartet
Дата релиза: 30.01.2012
Жанр: Нео-джаз, электроника
Происхождение: Лондон, Англия (Великобритания)
Лейбл: Real World Records
Оценка Trill:
Portico Quartet — это нео-джазовый квартет англичан, чья музыка особенно примечательна волшебными звуками ханга (перкуссионный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических сферических сегментов), звучащими практически в каждом треке вот уже трех студийных альбомов. Помимо ханга можно услышать в композициях саксофон, контрабас, перкуссию.
Образовалась группа в 2005 году. В 2007 вышел дебютный альбом «Knee-deep in the North Sea». Он попал в номинанты на Mercury Music Prize в 2008 году, а журнал Time Out и вовсе назвал его лучшим джазовым альбомом 2007 года. Спустя два года выходит восхитительная пластинка «Isla», продолжающая по звучанию дебют Portico Quartet, и по степени любимости у многих слушателей, даже превосходящая его. Если «Knee-deep in the North Sea» был неповторимо завораживающий и утонченный, то «Isla» и вовсе обладает уникальной красотой, гармонией и магией музыки. Уже с первого стремительного трека «Paper Scissors Stone» альбом поглощает абсолютно все внимание. И далее чудесное трио из ханга, контрабаса и саксофона дарят настоящую усладу для слуха. Лонгплеем восхищаешься, его начинаешь искренне любить.
В этом году Portico Quartet выпустили свой третий студийник, сделав его одноименным названию группы. Как правило, когда видишь нечто вроде — группа Portico Quartet, альбом «Portico Quartet» — невольно воспринимаешь подобное, еще не прослушав даже, как особо значимую работу в дискографии коллектива. Нередко данное восприятие оправдывается, но не в этот раз, не в случае с «Portico Quartet».
На третью работу англичан уповали, в ожидании новых хангово-саксофонных чудес, а группа взяла, да и подкинула к привычной компании нового игрока — электронику. Звучание моментально стало чуточку наиграннее и искуственнее, и тут же появились сравнения с такими коллективами как The Cinematic Orchestra или Stateless. А раньше сравнений не было вовсе. Хотя, в общем-то минус пластинки не столько в выдвижении электронных сэмплов на первый план, сколько в ярко выраженной недосказанности альбома. Примерно половина треков на нем цельные и интересные, другая же половина несколько сыровата и даже, порой, лишена гармонии и мелодичности, уходя чуть ли не в эмбиент.
Начинается «Portico Quartet» с всего лишь короткого электронного вступления «Window Seat». Переходит, пожалуй, в лучшую композицию всего альбома — «Ruins», на которой отлично сыгрались вместе струнные, ханг, саксофон и электронные биты. Следующий трек «Spinner» берет за душу пронзительными звуками саксофона, завершающимся эффектным электронным «шумом». Медитативный «Rubidium» — самый длинный на «Portico Quartet». Он успевает наскучить своей монотонностью, и даже ударное оживление в его середине не спасает ситуацию. «Export to Hot Climates» — клавишный, короткий и незаконченный. Переходит он в прелестную игривую композицию «Laker Boo» с хангом, струнными и клавишными. Правда, на второй половине она довольно затянута. А вот на «Steepless» слушатели могут услышать, наконец, и женский вокал. Многие задумывались, как зазвучит музыка квартета, если к ней добавить голос. Так вот «Steepless» удовлетворила любопытство, но показала, что лучше Portico Quartet пока обходиться без голосов вовсе, концентрируясь только на инструментах, как и прежде. «Steepless» — слабая версия упомянутых Stateless и The Cinematic Orchestra. Возможно из-за излишней слащавости поющей шведки Cornelia, возможно из-за общей невыразительности трека, пусть и не лишенного мало-мальского очарования. Переходит эта песня в эмбиентный трек «4096 Colours». Далее действо сменяется динамичным контрабасом в «City of Glass». А последней композицией идет непонятная немелодичная зарисовка «Trace».
В итоге мы имеем своего рода переходную пластинку в творчестве Portico Quartet, но никак не показательную. Показательными были «Knee-deep in the North Sea» и «Isla». На «Portico Quartet» же налицо поиск музыкантами нового звучания, вплоть до экспериментов с голосами. Всего лишь поиск, не обретение нового звука. Одноименный альбом получился не знаковым. Это уже по большей части не тот волшебный, трогающий самые потаенные струны души нео-джаз, но еще и не гармоничный переход в электронику. Пока получилось местами безлико и попсово, временами слишком пространно и излишне затянуто. Лишь через раз чувствуешь, что трек действительно удался, как в случае с «Ruins», «Laker Boo» или «City of Glass», к примеру. Хотелось бы, чтобы Portico Quartet нашли наконец свое звучание в электронно-джазовом исполнении.
Официальный сайт Portico Quartet: www.porticoquartet.com
Группа Portico Quartet выступит с концертом в Москве на сцене Культурного центра Дом 7 апреля 2012 года.