Stereophonics «Graffiti On The Train»
Stereophonics
Graffiti On The Train
Дата релиза: 04.03.2013
Жанр: Альтернативный рок, инди-рок
Происхождение: Южный Уэльс, Великобритания
Лейбл: Stylus Records
Оценка Trill:
Между периодом расцвета стиля брит-поп в первой половине девяностых и так называемой «новой гитарной революцией» в начале «нулевых», был очень интересный период, когда обрели широкую популярность по сути последние классические брит-поп группы, такие как The Verve, Travis и, конечно же, Stereophonics. Данный коллектив выделялся из сонма брит-поп бэндов более драйвовым, чуть ли не гранжевым звучанием, а также харизматичным хриплым вокалом фронтмена Келли Джонса. Если те же The Verve играли некий психоделический спэйс-рок, а сладкоголосый Фрэн Хили вместе со своими Travis погружал слушателя в несколько паточную меланхолию, то суровые валлийские парни Stereophonics исполняли грохочущую и безапелляционную рок-музыку.
С каждым последующим альбомом группа безусловно взрослела, песни становились лиричнее и задумчивее, однако на концертах музыканты выдавали все тот же драйвовый рок-н-ролл. Автор этих строк присутствовал на московском выступлении Stereophonics в 2007 году и был поражен, насколько мощно играли валлийцы — это был чуть ли не прото-панк: гитары и ритм-секция качали и грохотали так, как выдаст не каждый хэви-металл-бэнд.
Также радовала стабильность музыкантов — с 1997 по 2009 годы они стабильно выпускали один альбом в два года. Стабилен был и уровень новых песен — какие-то релизы можно оценить выше, какие-то ниже, но откровенных провалов точно не было, и на каждом альбоме присутствовали
Кроме того, группу постоянно сотрясали пертурбации с ударниками — первоначального барабанщика Стюарта Кэйбла в 2003 году заменил бывший драммер группы Black Crowes Стив Горман, затем в коллектив пришел аргентинец Хавьер Уэйилер, и вот осенью прошлого года в составе Stereophonics был официально закреплен новый ударник Джэйми Моррисон.
4 марта 2013 года выходит новый альбом Stereophonics под названием «Graffiti on the Train», и надо сказать, что музыканты не ударили в грязь лицом и подтвердили свой высокий творческий уровень. Хотя до этого и подчеркивалось, что «стереофоники» играют драйвовый рок, но первична у них все-таки мелодия — без нее никуда. Да и в громких вещах тоже важна душевность и своеобразная лирика — иначе вся эта шумиха будет просто ни о чем.
Первый трек «We Share the Same Sun» начинается с тихого гитарного перебора, вступает фирменный хриповатый вокал Келли Джонса, и ты понимаешь, что это те самые Stereophonics, которых полюбил еще 15 лет назад. Дальше песня разворачивается уже в полновесное рок-полотно с мелодичным и запоминающимся припевом. Вторая, заглавная песня «Graffiti on the Train», как говорят англичане, «absolutely brilliance» — лучшая песня на альбоме, и как раз из тех безусловных хитов, которые есть на каждом альбоме группы, вроде «Mr. Writer» или «Maybe Tomorrow». Вот это прямо классический брит-поп гимн, как из девяностых — превосходный припев, украшенный партией симфонического оркестра, и волшебное «полетное» гитарное соло.
Следующая «Indian Summer» — прелестная песня со слайд-гитарой а-ля Джордж Харрисон и стаккатными скрипками. Надо сказать, на новом альбоме Stereophonics приятно «опопсели» — они уже не подчеркивают демонстративно свою любовь к гараж-року, как это было, например, на альбоме «Language. Sex. Violence. Other?» 2005 года. На «Graffiti on the Train» присутствуют более спокойное настроение и больше лиричных радио-хитов, что напоминает их успешный альбом «Just Enough Education to Perform» 2001 года.
Яркий пример — четвертый трек «Take Me»: таких умиротворенных и даже несколько «радиохедовских» песен у суровых валлийцев давно не припомнить, здесь также во всей красе присутствует симфонический оркестр и «гилмороподобная» слайд-гитара. На песне «Catacomb» «стереофоники» все-таки тряхнули стариной — точеные драйвовые гитары, мощная ритм-секция, звучит прямо как поздний Oasis, с которыми их постоянно сравнивали. «Roll the Dice» — душещипательная баллада со сложной структурой и потрясающей драматургией, с помощью тех же скрипок нагнетается атмосфера в коде. Надо признать, композиторский талант Келли Джонса приобрел новый, буквально голливудский размах.
Это ярко показывает и песня «Violins and Tambourines», на которую снял клип сам Келли Джонс — из интровертной акустической баллады к своему финалу она метаморфирует в мощную рок-оперу с тем же помпезным симфоническим оркестром. Следующая «Been Caught Cheating» — это уже прямо американский блюз из дельты Миссисипи — достаточно интересно услышать это от парней, которые раньше сотрясали умы слушателей гараж-панком. Далее идет превосходная «In a Moment» с запоминающимся и мелодичным припевом, который красиво и кинематографично оттеняет струнная секция.
Завершает новый альбом песня с философским названием «No-one’s Perfect» — сокровенные и лиричные думы о былом и будущем, данная кода заставляет слушателя прямо зажмуриться от удовольствия, «откупорить шампанского бутылку иль перечесть Женитьбу Фигаро».
С удовольствием признаем, что новый альбом Stereophonics очень удивил и порадовал. Группа безусловно перешла на новый уровень творческого развития, грохочущие гитары и «стена звука» ушли в прошлое, на смену им пришли задушевные баллады, весьма искусно аранжированные с помощью струнных и симфонического оркестра в целом. Лидер группы Келли Джонс заматерел в качестве композитора, его новые песни обрели доселе невиданную глубину и, как уже отмечалось, масштабный кинематографизм. Наверное, творческая концепция сверхуспешной британской певицы Adele повлияла и на британских рокеров — сейчас весьма ценится ретро-звучание и в меру помпезный симфонизм.