The xx «Coexist»
The xx
Coexist
Дата релиза: 10.09.2012
Жанр: Инди-поп
Происхождение: Лондон, Англия (Великобритания)
Лейбл: Young Turks
Оценка Trill:
До выхода дебютного, экстремально минималистичного альбома «xx» молодой британской группы The xx, искушенная всевозможными экспериментаторскими музыкальными примочками публика даже не подозревала, что давно нуждалась именно в такой «иксовой» пластинке. Пластинке, которая совершенно никому себя не навязывает, но которую нестерпимо тянет расслушивать, скорее даже подслушивать.
Участники коллектива сами по себе очень близкие друзья. Гитаристы Роми Мэдли Крофт и Оливер Сим знали друг друга с малых лет, а немногим позже к их компании присоединился будущий диджей Джейми Смит. В юности Роми с Оливером начали сочинять тексты про отношения, подсмотренные со стороны. Ночами ребята пересылали друг другу песни, дорабатывали, затем отдавали материал Джейми, который подбирал для композиций необходимые аранжировки. И пластинка-то задумывалась как работа для друзей и близких людей, но глобальная сеть распорядилась иначе. Группа, можно сказать, из ниоткуда за пару лет стала знаковым явлением в музыкальном мире и одной из главных любимцев родной Великобритании.
The xx поют о любви, просто и невычурно, полушепотом. Женский и мужской голоса Роми и Оливера то вступают в диалог, то расходятся в разные стороны. Разговоры их получаются будто бы сугубо личные, несколько грустные и настолько притягательные на слух, что волей-неволей внимательно их слушаешь. Такой же эффект производит музыка The xx — неторопливые скромные ударные, одна или две звенящие, чуточку пост-роковые гитары, самая малость клавишных и крупицы диджейских примочек. Атмосферный, минорный, цельный, увлекательный альбом «xx», без единого лишнего звука, не терпящий суеты и шума. Меломанам подобного недоставало.
Особенно ярко в последнее время раскрылся Джейми Смит как талантливый диджей и продюсер. Его многочисленные ремиксы и сольные работы, в частности сингл «Far Nearer», под именем Jamie xx получают восторженные отзывы. Поэтому, когда The xx объявили о записи своего второго альбома, стало любопытно, насколько заметнее станет участие Джейми, так как на «xx» наглядно Смитовских треков вроде гитарно-битовой «Basic Space» раз, два и обчелся.
Пластинка «Coexist» действительно предоставила больше свободы действий для Смита, но не до конца. Живые ударные полностью заменены электронными битами, появились паузы и резкие переходы. С одной стороны, немало композиций приобрели застенчивую танцевальность, с другой же, некоторые треки звучат недоработанными или же полуакустическими. То там, то тут проглядывает некомфортная пустота, контрастирующая с совершенно блестящими находками. В остальном группа оставила все, как было.
К «сырым» трекам можно отнести скучноватую «Try», слабохарактерную «Missing», неинтересную «Unfold» и даже нежно любимую самой группой «Our Song», в которой они воспевают свою дружбу: «And there's no one else that knows me like you do. What I've done, you've done too. The walls I hide behind you walk through (Нет никого, кто знал бы меня лучше тебя. Что сделала я, то сделал и ты. Стены, за которыми я прячусь, ты видишь насквозь)». На их фоне полуакустическая хрустальная «Angels», где поет одна Роми, звучит гораздо занимательнее.
Необычайно сильны «Fiction» и «Chained» с лидирующим вокалом Оливера. «Chained» на всем своем протяжении будто устремляется в небо с остановкой на моменте с трогательно плачущей гитарой: «We used to get closer than this. Is it something you missed? (Раньше мы были ближе. Что же ты упустил?)» Песня «Fiction» бойко играется с переменами темпа под звуки скользящей гитары.
«Sunset» стартует прямым танцевальным битом, переходя в мечтательный припев: «I always thought it was sad the way we act like strangers. After all that we had, we act like we had never met (Мне всегда казалось грустным, что мы ведем себя, как чужие. После всего, что у нас было, мы будто и не встречались никогда)». Самая длинная песня альбома «Swept Away», с дижейским битом, клавишными и басом, практически приглашает на танец, вкрадчиво заканчиваясь легким инструментальным перебором.
Вершины пластинки, «Reunion» и «Tides», вобрали в себя элементы перкуссии сольных треков Jamie xx. Песня «Reunion» замечательно вливается в хаусную развязку, сопровождаемую вопросом Роми и Оливера: «Did I see you see me in a new light? (Заметила ли я, что ты видишь меня в другом свете?)» Композиция «Tides» идеальна, с какой стороны на нее ни посмотри. Изящная поп-работа с аккуратными струнными, в духе упомянутой «Basic Space». Воистину, главная находка всего лонгплея: «You leave with the tide and I can't stop you leaving. I can see it in your eyes, some things that lost their meaning (Ты безвозвратно уходишь, и я не могу тебя остановить. Я вижу в твоих глазах, что есть вещи, которые утратили свое значение).»
Три четверти альбома «Coexist» составляют магические композиции под стать дебютным, но им приходится сосуществовать, в тон названию пластинки, с менее удачными треками, что набрасывает тень на личные ощущения от прослушанного. Вероятно, The xx стоило совсем уж развязать руки Джейми Смиту. Хуже бы от этого навряд ли стало.