Travis «Where You Stand»
Travis
Where You Stand
Дата релиза: 19.08.2013
Жанр: Бритпоп, инди-рок
Происхождение: Глазго, Шотландия, Великобритания
Лейбл: Red Telephone Box
Шотландцы Travis вернулись с новым альбомом. Не то чтобы это можно было назвать триумфальным реюнионом — группа ничего не выпускала 5 лет, а это перерыв, конечно, не вполне стандартный, но и не чрезмерно долгий. Однако в 2010 году вокалист Фрэн Хили записал сольный альбом «Wreckorder», и это событие тогда встревожило фэнов — многие посчитали, что будущее группы под угрозой. Но когда прошлой осенью в сети появились фотографии из студии «Ocean Sound Recordings» на норвежском острове Йиске, сразу стало ясно, что Travis в полном порядке и получают такое же удовольствие от совместной работы, как и раньше. В конце концов, крепкая дружба между участниками группы всегда была тем, что отличало Travis от многих коллег по британской рок-сцене, и эта внутренняя гармония всегда чувствовалась в музыке коллектива.
Новый альбом решили назвать «Where You Stand», и в качестве трейлера в интернет выложили клип на песню «Another Guy», буквально искрящийся оригинальным и столь любимым поклонниками юмором Travis. Затем вышел пилотный сингл «Where You Stand», а за ним еще один — «Moving». Эти песни, конечно, вызвали определенный энтузиазм, но суть этого энтузиазма сводилась к желанию поскорее услышать альбом полностью — в надежде, что на нем будут скрыты треки менее мейнстримовые, но по-настоящему яркие и необыкновенные, как это всегда было на предыдущих записях группы. Однако после пары прослушиваний пластинки стало ясно, что чуда не произошло. Конечно, можно сказать, что «Mother» — прекрасное интро, «Another Guy» — милая интерлюдия, неплохой проходной номер, а «The Big Screen» — атмосферный финал, но интро прекрасно, если оно является вступлением к произведению сильному и глубокому, а интерлюдия нужна, чтобы дать слушателю передохнуть между крепкими и выразительными номерами. А большинство песен на «Where You Stand» воспринимаются именно как подобные переходы и зарисовки. «Чего же мы ждали так долго?» — спрашивает Фрэн в «Mother», открывающей альбом и образующей звуковой тандем с идущей следом «Moving». И это ощущение, с которого начинается пластинка, напоминает чувство, с которым, ерзая на стуле от нетерпения, ждешь начала чего-то захватывающего. Однако проходят 40 минут альбома, и ожидание, в сущности, заканчивается ничем.
Не покидает ощущение, что на этой записи Travis так и не развернулись как следует, не реализовали весь потенциал собственных песен. Как бы высоко ни стремился вокал Фрэна Хили в «Moving», песня кажется слишком простой (такие же мысли вызывает и «Where You Stand»). Из «Reminder» могла бы получиться пронзительная многослойная композиция в духе Radiohead, но и тут Travis словно в нерешительности отступают назад. «New Shoes» напоминает материал сольной пластинки Фрэна (вроде треков «Moonshine» и «Fly In The Ointment»), но то, что хорошо для сольника, кажется слабоватым для альбома, записанного группой в полном составе. Единственный настоящий «рок-номер» «On My Wall» смотрится одиноко и не производит должного эффекта (в отличие от громких гитарных песен, которые на предыдущем альбоме группы «Ode To J. Smith» были сгруппированы в плотный блок). По-настоящему цепляют и трогают с первого раза лишь «A Different Room» и «Boxes» — настолько, что альбому хочется дать второй, третий и четвертый шансы хотя бы из-за этих двух композиций.
Но это — оценка, отталкивающаяся в первую очередь от анализа текущей ситуации на музыкальном рынке и того факта, что среднестатистический слушатель нынче отвык давать шанс новым альбомам: если музыка не нравится, она отправляется в корзину, а взамен скачивается другая, благо недостатка в свежих релизах сейчас не бывает. А в случае с «Where You Stand» картина меняется, только если этому альбому дать время. У Travis всегда было нечто помимо музыки, что вызывало у публики огромную симпатию и любовь к группе. Самое радостное сейчас — видеть, что они это сохранили. Да, их новая пластинка — негромкая и неброская, но ее никак не получается назвать пустой. Свежим песням может не хватать хитовых мелодий, но у каждой из них есть свое уникальное настроение, а это порой бывает ценно само по себе.
Фрэн Хили отмечал, что слушателям наверняка покажется, что во многих песнях есть что-то немецкое, потому что он живет в Берлине и часть работы над пластинкой была проделана в студии «Hansa» (где, среди прочих, записывался горячо любимый музыкантами Travis Дэвид Боуи). На альбоме действительно хватает треков с «моторным» ритмом, обнаруживающим влияние краут-рока, — а природа подобной музыки, как известно, такова, что она развивается по нарастающей и раскрывает свои особенности не сразу («Another Guy» как раз является показательным примером этого звучания).
В интервью изданию «The Telegraph» Travis рассказывают, что взялись за запись новой пластинки потому, что почувствовали, что настал подходящий момент. Из слов музыкантов становится понятно, что «продолжать ради того, чтобы продолжать» для них сейчас не слишком актуально, и отвлекаться от семейных забот стоило, только если они собирались создать по-настоящему хороший альбом. О том, что в «Where You Stand» Travis действительно вложили много сил, свидетельствует хотя бы тот факт, что Фрэн Хили после безуспешных попыток взять верхние ноты в «Moving» полез за дозой адреналина в ледяное Северное море и, прямо из воды забежав в студию, записал-таки свою партию. Эта история позволяет заключить, что сами Travis сделали на «Where You Stand» то, что планировали, и стремились именно к такому звучанию, что бы ни говорили критики.
В итоге «Moving» может казаться немного монотонной, но ей присуще какое-то очень радостное и, как ни удивительно, очень берлинское настроение, какое-то предвкушение праздника. Сама «Where You Stand», может, и не дотягивает до хита, но подкупает своей искренностью — недаром при записи она и Энди Данлопа растрогала до слез. Один из лучших треков на альбоме, «Warning Sign», казалось бы, напоминает Coldplay (правда, не одноименную композицию), но есть в нем какая-то притягательная внутренняя размеренность и широта, благодаря которой песню не хочется ни сравнивать с чем-то, ни искать в ней недостатки.
Классический, всеми любимый саунд Travis воскресает в песне «A Different Room». Это среднетемповый трек, как и большинство остальных на альбоме, но в его ограниченных рамках разворачивается целая драма и звучат сильные и живые чувства, заставляющие вспомнить одну из самых сильных работ в карьере коллектива — «12 Memories». И, конечно, настоящим шедевром является «Boxes» — несомненно, одна из лучших композиций, когда-либо вышедших из-под пера Фрэна Хили. Даже голос Фрэна кажется в этой песне каким-то особенно чистым и звонким, а замечательные стихи усиливают значение каждого звука.
Travis славно подурачились в клипе на «Another Guy», сняли чудесный ролик для «Moving», в котором из дыхания музыкантов на морозном воздухе получаются движущиеся фигурки. Теперь для каждого трека появились мини-клипы, в которых четверо детей танцуют на таком же фоне, на каком позировала группа для обложки альбома. Все, что создают Travis, делается с любовью и нежным вниманием — за это их и любят поклонники. Все это есть и в новых песнях — воспринимать их нужно не поверхностно, а «в глубину». Внешне кажется, что треки словно движутся на месте, но, приглядевшись, можно обнаружить, что из каждой песни на вас глядит кто-то из участников группы — подмигивая, с улыбкой или серьезно. Местами музыкантов можно упрекнуть в некотором занудстве, но даже в такие моменты они находят какой-то незаурядный аккорд, который придает песне индивидуальные черты, и она начинает играть особенными красками и уже не забывается (как бонус-трек «Parallel Lines»).
«Where You Stand» — достаточно тихий и нединамичный альбом. В нем есть то, за что группу полюбили слушатели, и многие поклонники Travis, а также критики положительно отзываются о пластинке. Но возникают большие опасения относительно того, что эта запись сможет привлечь к группе внимание новой аудитории. То, что выгодно отличает шотландский квартет от массы молодых инди-новичков, на этом альбоме не лежит на поверхности — в него нужно вслушаться и самостоятельно найти это. А такая музыка в наши дни редко приносит популярность и коммерческий успех.
В биографии Travis уже был такой случай — Фрэн Хили не раз вспоминал о нем в интервью, которые давал в преддверии выхода «Where You Stand». Самый знаковый альбом группы «The Man Who», который NME признал лучшей пластинкой 1999 года, сразу после выхода получил очень плохие отзывы и был фактически разгромлен критиками. Впоследствии, как известно, мнение общественности кардинально изменилось. Новую запись многое роднит с «The Man Who» — она такая же тихая и так же не бросается в глаза. Но может ли история повториться во второй раз — большой вопрос.