Земфира «Жить в твоей голове»
Земфира
Жить в твоей голове
Дата релиза: 14.02.2013
Жанр: Поп-рок
Происхождение: Уфа (Россия)
Лейбл: Navigator Records
Оценка Trill:
После выхода в свет неоднозначного театрального альбома «Спасибо» в 2007 году от Земфиры можно было ожидать всякое, как положительное, так и отрицательное, вплоть до музыкальной стагнации. Эдакое временное угасание композиторского таланта по сравнению с предшествующей величавой пластинкой «Вендетта».
Есть в «Спасибо» что-то от лукавого, что-то лихорадочно хохочущее. Теперь можно с уверенностью говорить, что этот альбом был ни поворотной работой, ни подытоживающей творчество певицы, ни даже отражающей ее тридцатилетие (тоже в своем роде определенный рубеж в сознании человека). Альбом был именно относительным спадом, следующим за пиком, прямо как в графиках по экономике. Спадом, следующим за пиком и переходящим в новый пик.
Слушая шестое полноформатное творение певицы «Жить в твоей голове» приходишь к заключению, что Земфира не прыгнула выше «Вендетты». Не прыгнула выше, но прыгнула так же высоко и намного в сторону. Более того, она выпорхнула с низкого старта, сбросив электронные «вендеттовые» одежды и оставшись завернутой в первоначальную гитарно-ударную оболочку.
Новая Земфира — это итог во всю свою музыкальную величину. Это восклицательный знак, запятая и многоточие. Скорее даже, это цикл, вырастающий из многоточия и возвращающийся во все то же многоточие. «Жить в твоей голове» сосредоточил в себе яркую индивидуальность певицы, ее боль, ее грусть, ее размышления за прошедшие лет пять, а то и всю жизнь. Также альбом объединил наследие русского рока, включая мелодику, доступность и глубину песен группы Кино, и удачное переложение западной музыки, Radiohead и Coldplay в том числе, на русский лад.
Построение пластинки похоже на пирамиду: первый слой из заглавного и последнего треков как основа, минималистичная, минорная; далее второй слой, взрывной, непослушный — по две композиции с каждого конца альбома; третий на грани движения и покоя, из четырех песен посередине.
Одноименная заглавная композиция «Жить в твоей голове» и завершающая альбом «Гора» являются показателями готовности Земфиры к еще более личным музыкальным сочинениям. Хотя, куда уж более. За счастье услышать хоть десять подряд схожих по темпу «гор». Песня «Жить в твоей голове» мягкой поступью следует за приглушенным маршем барабана по пустынному берегу моря, где волны вспениваются гитарными слезами. Она спокойна как раннее утро, а вот финишная «Гора» тревожна как предгрозовой вечер, где кульминация из струнных и выкриков «Невозможно!» есть ливень: «...и день покатился брошенный, жизнь покатилась в сторону, устали бешено, где-то поровну...»
Трек «Без шансов» «без вариантов» выстреливает гитарным фейерверком. Оголенный нерв струн, пронизывающая тело басовая линия, натянутая барабанная дробь. «Ты забыл узнать собственно меня, собственно зачем? Никаких проблем, никакой любви», — поет Земфира, вероятно, со ссылкой на ее болезненные отношения с критикой. В конце песня погружается в невероятно насыщенный музыкальный отрезок, и ты буквально растворяешься в звуке.
«Всем нужны деньги, а что такое деньги? Уже который день я болею от обиды на людей», — продолжает певица на злобу дня о финансовых корпорациях в глобальном масштабе и людской желчи в масштабе локальном. Песня «Деньги» продолжает рисунок «Без шансов», то и дело эмоционально срываясь в припеве.
Композиции «Кофевино», «Чайка», «Если бы», «Похоронила» составляют середину указанной выше «пирамиды». Здесь мы слышим и акустику, и большее участие электропиано, а в основе все так же шумные гитары. «Чайка» по тексту самая центровая на всем альбоме по открытости высказывания Земфиры: «Хочется быть незаметной, невидной, неслышной, никем не опознанной. Хочется быть невесомой как пух, независимой от притяжения. Хочется быть невозможной, немыслимой, недопустимой, неправильной. Хочется жить!»
Ностальгирующая электропиановая «Если бы» обрывается отчаянной песней «Похоронила», которую многие знают по саундтреку к фильму «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой, к слову, отвечающей за обложку «Жить в твоей голове» и не только обложку. Использованные фрагменты записи хора в треке как нельзя кстати.
«Река» и «Кувырок» — как продолжение бурных страстей треков «Деньги» и «Без шансов». В песне «Река» срабатывают на всю мощь не только гитары, но и барабаны, и клавишные, и хочется разорваться на части от переживаемых эмоций. Как говорится: «Внутри меня случился маленький бардак». Трек «Кувырок» прекрасен басом и фоновыми клавишными, а также улетающим голосом Земфиры в припевах, и, конечно же, массивной атакой акустической гитары. Далее «Гора» и пластинка по кругу.
В одном интервью Земфира рассказала, что альбом «Четырнадцать недель тишины» не случился бы, не сочини она песню «Бесконечность». Работа «Жить в твоей голове» это все та же «инфинити», только в выражении целого музыкального полотна. Это и есть итог, линия Кармана, за которой открывается космос. Хотя, возможно, на этой границе появляется острое желание вернуться на землю, чтобы вновь устремиться в вышину. Нам не дано очутиться в голове Земфиры, зато она продолжает жить в головах у нас.
Альбом Земфиры «Жить в твоей голове» на Яндекс.Музыке.