Гид по дискографии Depeche Mode. Часть первая (из трех): 1981-1985
Уже 20 лет Depeche Mode стабильно выпускает новую пластинку раз в четыре года, а когда-то за такой же период в ее жизни происходило гораздо больше событий. В начале восьмидесятых за несколько лет группа из лондонского пригорода успела пережить перестановки в составе, сменить основного автора песен и, как следствие, музыкальную стилистику, настроение, имидж, и превратиться из локально известной команды в брэнд, популярный по обе стороны Атлантики.
К выходу долгожданного нового альбома «Delta Machine» «Трилл» публикует обзор дискографии Depeche Mode, и в первой части (из трех) — рассказ о начале истории группы, первых синглах и альбомах, первых успехах и неудачах.
Начало
Рождение Depeche Mode совпало с синтезаторной революцией, и группа стала одним из ярких ее представителей. Наслушавшись Гэри Ньюмана и OMD, основатель и автор песен Винс Кларк понял, что пора менять гитары на синтезаторы (как он шутил позже, этому поспособствовало и то, что на гитарах они играли неважно): к счастью, на рубеже 70-х и 80-х электроника стала доступнее, молодые группы получили возможность создавать звук, похожий на Kraftwerk или The Human League, чем с разным успехом и воспользовались.
Первой официально выпущенной на диске песней Depeche Mode стала «Photographic». Она была написана Винсом еще до того, как они с Энди Флетчером приняли в состав своей группы Мартина Гора, с его купленным в кредит синтезатором «Yamaha CS5», и Дэйва Гаана, и изначально исполнялась на гитарах, в медленном темпе. Новая версия была записана и сведена за один день в конце 1980 года, и вошла в сборник «Some Bizzare Album». «Футуристическая» компиляция, затеянная главой лэйбла «Some Bizzare» Стиво, вышла в самом начале 1981 года и включала треки Soft Cell, The The, Blancmange и других синти-поп групп. На тот момент Depeche Mode стояла перед выбором: помимо предложения сотрудничества от Стиво, музыканты получили аналогичное от Дэниела Миллера, главы «Mute Records». В результате они выбрали Дэниела (с которым заключили простой контракт — все расходы на запись и вся прибыль от продаж дисков делятся пополам), а включение «Photographic» в «Some Bizzare Album» стало неким компромиссом, к которому пришли Стиво и Миллер, тем более, что последний считал ее не самой лучшей в арсенале молодой группы, и планировал выпустить синглом другую песню.
Первые синглы
Первым официальным синглом DM стал вышедший в конце февраля 1981 года «Dreaming of Me». Песня представляла собой простой электро-поп трек с незатейливой, но легко запоминающейся мелодией. Здесь, как и на многих ранних записях, на бэк-вокале часто слышно Винса и Мартина. Сингл привлекателен своим би-сайдом (вообще у Depeche Mode би-сайды — очень сильная часть дискографии): «Ice Machine», одна из лучших песен Винса Кларка, демонстрировала открывающей группу аудитории, что DM исполняет и более серьезные песни. В результате би-сайд даже пережил основной трек. Совсем недавно, например, свою кавер-версию песни включила в концертную программу группа Röyksopp.
Следующий сингл «New Life» являлся простым танцевальным треком («два притопа, три прихлопа»), но, как и всегда у Винса, мелодичным и запоминающимся после первого же прослушивания. Эти качества позволили ему попасть в британский Top-40, где в июне 1981 года песня заняла 11-е место (а в независимом чарте несколько недель пробыла на вершине), и это стало началом бесконечной череды завоеваний Depeche Mode. C этой же песней группа впервые выступила на сцене популярной у британской молодежи передачи BBC «Top of the Pops». На оборотной стороне пластинки снова содержался трек, который сильно отличался от основного и по настроению, и по звучанию — «Shout!» (кстати, в 1984 году хит с таким же названием выпустила группа Tears for Fears, и многие ошибочно приписывали ее авторство Depeche Mode) — первые би-сайды были больше похожи на то, что сочинял впоследствии Мартин Гор, и что мы называем «классикой» Depeche Mode.
«Just Can’t Get Enough» — третий сингл Depeche Mode — вошел в историю группы сразу по нескольким причинам: он ворвался в Top-10 (8-е место), стал первым, выпущенным в США, и первым, на который был снят видеоклип (двадцатилетние парни в обществе девушек смеются и пьют коктейли — такими беззаботными Depeche Mode в дальнейшем почти не показывались). «Just Can’t Get Enough» была перепета множество раз, стала саундтреком и слоганом нескольких крупных рекламных кампаний, и со временем превратилась в классический поп-хит, из числа тех, которые хотя бы раз, да слышал практически каждый. К этой песне, после длительного перерыва, вернулась и группа: она исполнялась на концертах в блоке «на бис» во время «Touring The Angel» в
Было очевидно, что настал самый подходящий момент для выпуска альбома, и в октябре 1981 года в музыкальных магазинах появился первый лонгплей Depeche Mode — «Speak and Spell».
Первый альбом
«Speak and Spell» был записан в лондонской «Blackwing Studios» и выпущен Дэниелом Миллером на «Mute Records» (с ним Depeche Mode формально остаются по сей день, хотя лэйбл уже дважды был перекуплен мэйджорами). Миллер предоставил музыкантам возможность использовать новые синтезаторы, секвенсоры, и не сильно вмешивался в творческий процесс, которым парни с горящими глазами были полностью поглощены. В альбоме не оказалось половины песен, с которыми в то время Depeche Mode выступала по клубам: «The Price of Love», «Television Set», «Reason Man», «Tomorrow’s Dance» и «Addiction» (а также «I Like It», являвшаяся кавер-версией) так никогда и не были записаны в студии (что было к счастью, по мнению будущего участника DM Алана Уайлдера). Вместо них были новые сочинения Винса, а также две песни авторства Мартина Гора — «Tora! Tora! Tora!» и «Big Buff» (в написанной Винсом «Any Second Now» он также впервые исполнил основную вокальную партию).
Альбом являл собой простой, но небанальный набор поп-мелодий, завернутых в синтезаторные ананжировки, кажущиеся сегодня наивными, но по меркам того времени звучавшие модно — в этом определенно было что-то новое. В буклете диска даже вместо привычных нам «музыка и слова» указано «синтетика и голоса». Кстати, о словах: лирика Винса порой вызывала недоумение других участников группы. В 2001 году на вопрос ведущего программы «The Big Ones» на MTV — какая песня у Depeche Mode худшая — Мартин и Флетч ответили одинаково: «What’s Your Name». А то, что они не понимают, о чем, например, песня «Nodisco», звучало и раньше.
«Speak and Spell» получил разнополярную прессу, оценки находились в прямой зависимости от степени консервативности изданий: журналы, не желавшие признавать музыку без гитар ставили «двойки», более же либеральные отдавали альбому максимальный балл. Он содержит ряд безусловных хитов, крутившихся на дискотеках, пластинка хорошо продавалась (получила золотой статус в Великобритании и Германии), а группа смогла продолжить с ней свои концертные выступления. Однако, еще до начала нового тура, Винс Кларк принял решение покинуть Depeche Mode, и Флетч, Мартин и Дэйв остались без «капитана» на самом старте своей карьеры.
1982
Винс подготовил остальных участников группы к своему уходу, сообщив о решении заранее, дав обязательство провести совместный тур, и даже пообещав писать для них песни в будущем. Но новый 1982 год троица Depeche Mode встретила с решением оставить Мартина Гора единственным сонграйтером. Винс же сдержал обещание, и действительно предложил ребятам новую песню, но они от нее отказались (этой песней была «Only You», и вскоре она, будучи записанной Винсом с Элисон Мойет под вывеской Yazoo, достигла еще большего успеха, чем все синглы DM, остановившись лишь в одном шаге от вершины британского чарта).
Первой песней, записанной без Винса, стала «See You» (Мартин сочинил ее тремя годами ранее), и она получилась великолепной: осмысленный текст, новое звучание — все было несколько иначе, чем при Винсе — даже более веселая песня теперь находилась на обратной стороне пластинки. Сингл, вышедший в январе 1982 года, занял шестое место в чарте, и это было лучшим достижением Depeche Mode на тот момент, что несомненно придало музыкантам уверенности в своих силах.
Одновременно (тогда все развивалось очень стремительно) на место Винса Кларка был приглашен клавишник Алан Уайлдер, который со временем влился в состав Depeche Mode, и, более того, являясь единственным участником группы, имеющим музыкальное образование и большой опыт работы, существенно повлиял на ее звучание (но это было позже, пока же он оставался лишь сессионным музыкантом на концертах, и в записи второго альбома участия не принимал). И все в том же январе 1982 года группа впервые выступила в США, где с ней контракт сразу на пять альбомов заключил лэйбл «Sire» (о чем его глава Сеймур Стейн, вероятно, сожалел следующие два года, но в последствии был вознагражден).
Но не все песни оказались такими же сильными, как «See You». Стиль группы изменился, в общем альбом получился атмосферным, но довольно слабым (о чем позже говорил и его автор), и в отличие от дебютного, серьезным, меланхоличным, а местами просто скучным. «A Broken Frame» включал мрачную «Leave In Silence», завершался мечтательной «The Sun & The Rainfall», был здесь и еще один хит — «The Meaning of Love» — другой группе этого хватило бы с головой, но только не Depeche Mode. И все же, надо отдать должное Мартину, он с достоинством справился с непростой задачей — заменить Винса на посту основного автора и за очень короткий период времени сочинить песен на целый альбом (по его словам, многие были написаны прямо в студии). В этом свете результат кажется не таким уж плохим. Наконец, вопреки всему, «A Broken Frame» поднялся в чартах даже выше, чем «Speak and Spell», и это говорило о том, что если группа и потеряла часть прежних поклонников, она приобрела новых, почитавших композиторский талант Мартина Гора.
1983
Первым синглом 1983 года стал «Get The Balance Right», в его записи Алан Уайлдер впервые принял участие в качестве полноправного участника группы. В этой песне (так и оставшейся вне альбома) также в первый раз у Depeche Mode прозвучала гитара, правда, все равно пропущенная через синтезатор.
Группа сменила студию, в которой записала все свои ранние песни, Дэниел Миллер выложил огромную сумму за новейшее сэмплерное оборудование, а сводить альбом повез ребят в Берлин, в суперсовременную «Hansa Studios», окна которой выходили прямо на печально известную Стену. Альбом «Construction Time Again», вышедший в августе 1983 года, получился новаторским, в нем активно использовались сэмплированные звуки окружающей среды, все эти «старые железяки», шум подземки и т.п. Группе удалось реализовать смелые звуковые эксперименты, и при этом остаться в хит-парадах. Возможно, где-то здесь Depeche Mode начинают не следовать за модой, но создавать ее — они постепенно выходили за рамки жанра, превращаясь в какую-то «непопсовую» поп-группу.
Трудно поверить, что со дня выхода дебютного альбома прошло менее двух лет, настолько прогрессировало звучание DM — даже Дэйв стал петь иначе — спокойнее, увереннее. Изменились и тексты — из песен почти исчезли личные, зато стали затрагиваться глобальные темы — политика, социальная несправедливость. Две песни из альбома были выпущены в качестве синглов — это «Everything Counts», ставшая большим стадионным хитом, и «Love, in Itself» — первая песня DM, породившая массу ремиксов. Две песни для альбома написал Алан Уайлдер — «Two Minute Warning» и «The Landscape Is Changing», еще один его трек — «Fools» — вышел как би-сайд к синглу «Love, in Itself».
1984
В 1984 году Depeche Mode выпустила хит-сингл «People Are People», благодаря которому наконец покорила США, где до сих пор ее дела шли никак. В музыкальном плане Америка развивалась по своему сценарию, и в определенном смысле отставала от Европы, почти миновав панк и новую волну (Ramones — яркое исключение). Штаты уже пару лет требовали от DM танцевальный хит, но до сих музыканты ничего не делали чтобы как-то приспособиться под требования американского рынка. «People Are People» стала первой песней, для работы над которой был приглашен специалист по ремиксам — Эдриан Шервуд, пионер жанра. Запись проходила отдельной сессией в «Hansa Studios», где группа расположилась с размахом, заняв несколько помещений на двух этажах, заполнив их микрофонами и самой современной компьютерной аппаратурой. Результат работы удовлетворил всех. В придачу к синглу был снят видеоклип — пожалуй, первый, за который группе не было стыдно — до сих пор визуальный ряд был слабой стороной DM. «People Are People» стал самым успешным синглом четверки на многие годы вперед: лучший результат в чартах США группа показала только в 1990 году («Enjoy The Silence»), на родине же и по сегодняшний день ни один сингл группы не смог поднять планку выше четвертого места (аналогичного показателя добились «Barrel of a Gun» в 1997-м и «Precious» в 2005-м).
В сентябре Depeche Mode выпустила по-настоящему сильный и бескомпромиссный альбом. Во время работы над «Some Great Reward» музыканты записывали и обрабатывали все, что попадалось под руку, вплоть до звуков игрушечных инструментов. Альбом почти целиком состоял из сэмплов, но все же разительно отличался от произведений большинства других групп, вовсю практиковавших сэмплирование, своей мелодичностью — на фоне всех этих неодушевленных звуков по прежнему ярко выделялись композиторский талант Мартина Гора и оригинальный вокал Дэйва Гаана. В «Some Great Reward» все песни (кроме одной — «If You Want» — Алан) написал Мартин, почти все они стали знаменитыми. В их числе «Master and Servant», «Blasphemous Rumours» (здесь Мартин уже касается темы религии; текст лег в основу ранней песни «Шутник» российских подражателей DM — группы «Технология»), «Somebody» (прекрасная песня, зародившая новую традицию, когда в альбоме пару песен исполняет Гор, которому больше подходят баллады).
1985
1985-йстал первым годом, когда Depeche Mode не выпустила нового альбома. Вместо этого лэйблы подготовили компиляции, подытожившие итоги первой «пятилетки». «The Singles 81-85» включал 14 синглов, в том числе, три не вошедших в альбомы: самый первый — «Dreaming of Me» и два записанных в 85-м: «Shake the Disease» и «It's Called a Heart». А в переиздание сборника в 1998 году бонус-треком была включена та самая первая версия «Photographic» из «Some Bizzare Album», с которой все начиналось.
В США вышел близнец «Синглов». Сборник под названием «Catching Up with Depeche Mode» имел такую же обложку и те же треки в основе, но так как годом ранее в Америке была выпущена подборка «People Are People», включавшая композиции «Leave In Silence», «Get The Balance Right», «Everything Counts» и «People Are People», то здесь они были заменены на «The Meaning of Love» (не вошедшую в первое издание «Синглов», но появившуюся в переиздании 1998-го), би-сайд «Flexible» и новую песню «Fly on the Windscreen».
«Fly on the Windscreen» стала предвестником нового альбома «Black Celebration», над которым группа обстоятельно работала. 1986-й станет переломным: смена имиджа и звука, приглашение Антона Корбайна, ставшего чуть ли не еще одним участником группы (долгие годы он был единственным клипмейкером и фотографом DM, и фактически создал узнаваемый образ группы). Начиналась новая эпоха в истории и дискографии Depeche Mode, и о ней мы расскажем в следующей части гида.