Мумий Тролль: гид по дискографии. Часть вторая: 2004-2010
Trill продолжает публиковать краткий обзор дискографии группы Мумий Тролль. Во второй главе рассматриваются альбомы, вышедшие с 2004 по 2010 год. Каждый альбом, по традиции журнала, будет оценен по пятибалльной шкале, а также будут указаны две лучшие песни релиза («Обязательны к прослушиванию») и одна, выглядящая на фоне остальных слабее («Слабо»). Помимо альбомов, будет уделено внимание серии синглов и некоторых особых релизов «МТ».
Мумий Тролль — Похитители книг
Мумий Тролль
Похитители Книг
Дата релиза: 24.02.2004
Оценка Trill:
К середине первого десятилетия нового века модные веяния в российском обществе поменяли направление, небольшой всплеск интереса к бритпопу модифицировался в привязанность молодежи к хип-хопу и R'n'B, поэтому на тот период гитарные группы уже не были в авангарде тинейджерских вкусов.
Когда наступает кризис в музыке – можно обратить свои взоры в сторону кино, что и сделал Илья Лагутенко, записав саундтрек к картине «Похитители Книг». Этот релиз считается полновесным пятым студийным альбомом группы Мумий Тролль, но по сути на нем лишь 6 новых песен, остальной материал – это незатейливые инструменталы и ремиксы. Запомнился он широкой публике лишь, пожалуй, эпатажным клипом на песню «Медведица», но, как известно, эпатаж начинается там, где заканчивается творческий смысл.
«Обязательны к прослушиванию» — «Такие Девчонки», «Где Такой Я?»
«Слабо» — «Твоя Летняя»
Мумий Тролль — Слияние и Поглощение
Мумий Тролль
Слияние и Поглощение
Дата релиза: 19.04.2005
Оценка Trill:
Последней полноценной рок-н-ролльной работой группы Мумий Тролль к 2005 году был альбом «Точно Ртуть Алоэ», прошло пять лет, и пора уже было встряхнуть слушателей и подтвердить свой статус интересной и талантливой группы. На новый релиз рекорд-лейбл группы, да и сами музыканты, возлагали большие надежды, но «Слияние и Поглощение» получился чуть ли не более специфическим, чем два предыдущих релиза – «Меамуры» и «Похитители Книг».
Звучание новой пластинки было подчеркнуто минималистичным, вовсю использовались электронные сэмплы и прочая атрибутика lo-fi-эстетики, введенной в моду Беком и The Kills. Нужно отдать должное музыкантам Мумий Тролля – они не хотели идти на поводу у публики и записывать песни в духе старой доброй «Морской», а стремились экспериментировать и через свое творчество доносить до отечественных слушателей новомодные западные музыкальные тренды.
Однако на русском языке американизированный минимализм воспринимался скорее как неуклюжий русский примитивизм – как в текстах, так и аранжировках, посему ни одна песня с данного диска Мумий Тролля не стала большим хитом, да и сам альбом не стал каким-то откровением, и очков группе не прибавил.
«Обязательны к прослушиванию» — «Страху Нет», «Здравствуйдосвиданья»
«Слабо» — «Янтарь»
Мумий Тролль — Амба
Мумий Тролль
Амба
Дата релиза: 07.07.2007
Оценка Trill:
В ночь 7 июля 2007 года в московском медиамаркете «Союз» Мумий Тролль представила новый альбом под названием «Амба», что с удэгейского — «амурский тигр» (Илья Лагутенко участвует в движении по защите этого прекрасного представителя животного мира). В самом звучании группы наконец-то произошли необходимые перемены – музыканты вернулись к звучанию альбома «Икра», то есть к бескомпромиссному гитарному саунду. Сами тексты стали тоже жестче, никаких тебе «слонят» и «ирисок», зато есть «Банды» и «Королева Рока». Как утверждал Илья Лагутенко, альбом «Амба» был сыгран «вживую» практически с первого дубля, всего три инструмента и вокал — так сказать, «гаражная» технология записи, чтобы сохранить рок-н-ролльный дух и спонтанную импровизацию.
Досада в том, что группа записала альбом в лучших традициях своих записей середины девяностых, но спустя десятилетие новый песенный материал уже не был столь же востребованным, и Мумий Тролль не смог вновь стать актуальным трендом. У поколения начала нового века оказались другие герои, но, по крайней мере, музыканты Мумий Тролля подтвердили свой студийный профессионализм и инструментальную креативность.
«Обязательны к прослушиванию» — «Ru.Da», «Бермуды»
«Слабо» — «Свидетели»
Мумий Тролль — 8
Мумий Тролль
8
Дата релиза: 08.08.2008
Оценка Trill:
В 2008 году группе Мумий Тролль исполнилось 25 лет, и следующая запись явилась для музыкантов неким opus magnum – промежуточный итог творчества подвел шикарный двойной альбом «8»: 21 новая композиция, что для отечественных реалий само по себе является необычным явлением.
Надо признать, что на этом альбоме группа наконец-то нашла необходимое гармоничное сочетание между конъюнктурными амбициями выпустить привлекательный для слушателей материал и профессиональными качествами музыкантов, обладающих прекрасным вкусом и колоссальным опытом работы в студии. «8» – это прекрасный плотный гитарный звук профессиональной рок-группы. Критики даже сравнивали альбом с битловским «White Album» по грандиозности воплощения и жанровому разнообразию треков.
«8» действительно стал для Мумий Тролля неким итогом – Илья Лагутенко даже заявил, что он, скорее всего, является последним альбомом группы, потому что сам по себе принцип издания музыкальных пластинок больше не актуален. И правда, наступило время, когда стало проще заработать, играя старые хиты, нежели записывая новые песни, в надежде на то, что слушатель оценит старания двигаться в авангарде российской рок-музыки с оглядкой на высокие мировые стандарты.
«Обязательны к прослушиванию» — «Эй, товарищ», «Контрабанды», «Мамы Дочерей», «Фантастика»
«Слабо» — «Наше время», «Пьяная Струна»
Мумий Тролль — Синглы и компиляции
Группа Мумий Тролль стала одной из немногих, кто попытался внедрить в отечественные традиции выпуск синглов. Изначально синглы в мировой шоу-индустрии выполняли функцию промо-пластинок, предваряющих выход нового альбома исполнителя — на одной стороне располагался потенциальный радио-хит, на обратной – песня, как правило, не входившая в основной альбом, чтобы повысить коммерческую ценность сингла даже после выхода лонгплея. Это способствовало коллекционированию синглов, так как обладание би-сайдами, редкими записями, составляло главную гордость меломана. Похвально, что музыканты Мумий Тролля хотели создать некий уникальный коллекционный фонд для своих поклонников.
1 декабря 1998 года группа выпустила свой первый макси-сингл «С Новым Годом, Крошка»: заглавная песня так и не вошла ни в один официальный альбом группы, а би-сайдами послужили различные ремиксы разной степени слушабельности на прошлые хиты группы.
Далее выходили синглы «Невеста?» (с прекрасным би-сайдом «Вечер»), «Карнавала нет» (как водится, с кучей ремиксов и отличной роковой песней «Масло»), «Без Обмана» (с попсовым би-сайдом «Девочкодруг»), «Моя Певица» (би-сайд «Другие Места»), «Lady Alpine Blue» (с данной песней Мумий Тролль представил Россию на Евровидении как страну, не чуждую англоманских традиций в музыке), «Lucky bride?» (англоязычная версия песни «Невеста?»), «Это По Любви» и «Доброе Утро, Планета» (со множеством ремиксов, один изобретательнее другого), и макси-сингл 2004 года «Иди, Я Буду» – прекрасный вампирский барокко-номер, украшенный тремя интересными би-сайдами. В 2008 году группа выпустила макси-сингл «Контрабанда» (песни с которого позже полностью вошли в альбом «8»).
В 2009 году группа Мумий Тролль отправилась в масштабное турне по Северной Америке (более 60 городов), к этому событию был приурочен выпуск в США альбома «Comrade Ambassador». В данный релиз вошли песни с двух последних альбомов группы – «Амба» и «8», а также совершенно дикая (как и сама обложка этой компиляции) русскоязычная версия классического хита «California Dreaming». Позже вышли мини-пластинки «Paradise Ahead» и «Polar Beer», а в самой России в 2010 году был выпущен сборник «Редкие земли», где наконец-то были собраны многие би-сайды, а также различные редкости из саундтреков, в записи которых участвовала группа .
Подытоживая обзор дискографии Мумий Тролля, отметим, что вторая половина девяностых ознаменована безусловным триумфом группы, а первые два альбома — «Морская» и «Икра» (рекомендуемые к прослушиванию в первую очередь) стали визитными карточками отечественного шоу-биза того времени. В дальнейшем группа экспериментировала со стилями, пытаясь донести до слушателей новые грани своего творчества, но в конце концов, вернулась к бескомпромиссному гитарному року, окончательно забронзовев в своем статусе одной из лучших отечественных рок-групп.