История Iggy & The Stooges когда-нибудь станет предметом глумливой и грустной трагикомедии. Когда-нибудь, когда она останется в достаточной степени позади. А в том, то у них еще есть кое-что впереди, можно не сомневаться. Да и когда, как не сейчас? Самое время, потому что в зале славы рок-н-ролла The Stooges — счастливые живчики. Турне 2008 года было для Iggy & The Stooges первым за 30 лет (а для автора это был первый «настоящий» рок-концерт). Где-то в районе окна в Европу, так скажем, на подоконнике, у Игги и команды угнали всю, буквально всю аппаратуру. И они играли на местной технике как ни в чем ни бывало. Может, поэтому Игги так бесшабашно громил все вокруг, по ходу своего дикого танца роняя гитары и усилители. Более того, у него украли даже микрофон — когда он опрометчиво закинул его в зал, то выудил только провод...
Небесно-голубое стекло выкатилось из зрачков под свет софитов и фирменные патлы. Зрачки удивлялись и радовались. Игги дали другой микрофон.
The Stooges появились даже раньше Led Zeppelin, в 1967-м. Они настоящие динозавры, только ленивые. Первый альбом («The Stooges») вышел в 1969-м, второй («Fun House») — в 1970-м, а ставший культовым «Raw Power» — в 1973-м. Первые два опуса были маргинально-гаражным явлением, подростковым куражом, а «Raw Power» появился уже после того, как Игги Поп завел дружбу с Дэвидом Боуи. Сегодня эти три альбома ремастированы и переизданы множество раз, а третий стал культовым как образчик утробного прото-панка, и фото Игги с его обложки украшает немало футболок. По сегодняшним меркам, все три первых альбома The Stooges — потенциально продюсерские бомбы. Уже первый содержит супер-хиты: это оттуда «I Wanna Be Your Dog» и «No Fun». На первом диске есть и нарко-медитация «We Will Fall», но полного угара темп диска, опять же, по современным меркам, не выдерживает. «Fun House» отличается от предшественника большим психоделом — без наркотиков здесь не обошлось, да и после залихватского, поделочного характера дебюта группе, видимо, захотелось экспериментов и глубины. В итоге в «Down On The Street» мы имеем абсолютно обезьянью манеру вокала, а в «L.A. Blues» — какой-то остервенелый, похмельный кураж. «Raw Power» — вот что взяло нужную высоту куража, стало импульсом, прото-панком и прочим, что требует «выискивания и разрушения». Здесь-то и должно было начаться самое интересное.
Но американцы тогда были бесконечно провинциальны по отношению к процветающим монстрам британской сцены, а потому и сами не воспринимали себя слишком всерьез. В 1972-м Игги вообще счел за благо потихоньку отпочковаться от группы и завести дружбу с Дэвидом Боуи. The Stooges — типичные американцы, причем американцы-неудачники. Даже сокрушительный «Raw Power» не принес группе коммерческого успеха, хотя критики альбом дружно хвалили. Личность Игги Попа — несомненно, комок энергии, который заставляет шоу продолжаться. Но у Игги образца 1973 года — своя дорога и отдельная, гораздо более рефлексивная, карьера. Ему важно работать с правильными по его мнению людьми — будь то братья Эштоны или Дэвид Боуи. Здесь, наверно, не стоит подвергать детальному анализу деятельность Игги как вольного жеребца от рок-н-ролла. Начинал самостоятельную карьеру он в той же стезе, что освоил с группой, затем неуклонно взрослел и стал философом и героем какого-то фильма о XX веке больше, чем музыкантом. Своими последователями его называют люди, далеко не всегда связанные с музыкой. Сумасшедшие и в то же время удивительно лиричные альбомы и концерты незаметно выстроились в эволюцию этого несерьезного, как казалось поначалу, персонажа.
Альбом The Stooges 2007 года «The Weirdness» сделан уже «чистыми» людьми, а потому кураж там скорее здоровый и физкультурный, но оттого не менее сильный — пожалуй, узнаваемых The Stooges, тех, которых ждут, там будет побольше, чем в том же «Fun House». Ровное полотно неизменных калинок-малинок от рок-н-ролла, которые в стариковском исполнении звучат с неуловимым смаком, имеет место быть. Особенно на современной сцене, которая очень восприимчива к эклектике и редуцентам прошлых десятилетий.
Выпустив в мае прошлого года за свой счет «Après», очень личный и камерный, наполовину франкоязычный альбом, Игги, очевидно, решил снова «зарулить» в милый сердцу гараж под названием The Stooges. Но не имеет особого смысла сравнивать The Stooges конца 60-х — начала 70-х с группой XXI века. Логически «Ready to Die» можно записать в одну группировку с «The Weirdness», нельзя не учитывать и серьезного веса царственной харизмы Игги, которая местами грозит заглушить требуемый пацанский тон.
О том, как будет звучать альбом «Ready to Die», можно не гадать, не сомневаться и не волноваться. Главное, они вернутся, и для нас это будет еще один шанс словить волну пробивной энергии, что держит группу на плаву. Непробиваемое постоянство стиля и яркость чистых красок составляют ореол обаяния, которого, как правило, лишены многие команды из тех, что делают музыку посерьезнее.