Обзор дискографии Travis

Travis

Новость о второй за год отмене концертов Travis в Москве обескуражила российских поклонников: гастрольный тур прервался из-за болезни Фрэна Хили. Остается только желать вокалисту скорейшего выздоровления. А пока «Trill» предлагает еще раз прослушать альбомы шотландской группы — и, возможно, услышать в них что-то новое.


«Good Feeling» (1997)

Первый альбом Travis, ставший для группы прорывом в британские чарты, заметно отличается от музыки, которая принесла музыкантам настоящую известность. После долгих попыток вызвать интерес у продюсеров и менеджеров звукозаписывающих студий в Шотландии Travis, наконец, получили предложение от лейбла и переехали из родного Глазго в Лондон, где, живя все вместе в одном доме, начали полноценную работу над дебютной пластинкой. «Good Feeling» получился громким, заводным и задорным; это был альбом в лучших традициях позднего брит-попа, недаром Ноэл Галлахер довольно быстро стал поклонником Travis — очевидно, что из двух величайших британских рок-групп 90-х образцами для подражания для шотландцев всегда были Oasis, а не Blur.

В принципе, суть альбома «Good Feeling», его основное «послание» и настроение исчерпывающе описываются в названии первого заметного хита Travis, с которого и начиналась пластинка: «All I Want To Do Is Rock». Это был энергичный инди-рок-н-ролл, с напористыми гитарными партиями, залихватским вокалом и заразительными припевами («U16 Girls», «Happy»). Сама музыка не была слишком сложной: перегруженное соло Энди Данлопа в «All I Want To Do Is Rock» содержит в себе больше молодецкого драйва, чем искусности и мастерства. Но были на альбоме и пара треков, выделявшихся из общей канвы: «More Than Us» (самая красивая песня в раннем творчестве Travis) с насыщенными струнными аранжировками и сумрачная фортепианная композиция «Falling Down», выглядящая необычно и на фоне более поздних записей группы. Обе песни, да и весь альбом в целом, также служат отличным свидетельством того, в какой замечательной форме был тогда голос Фрэна Хили.

«Good Feeling» был хорошо принят критиками и поклонниками британского рока, но в целом не сулил каких-то откровений. В 1997-м Travis были просто неплохой начинающей командой.

«The Man Who» (1999)

Мало кто из тех, кому пришелся по душе дебютник Travis, мог ожидать, что музыка группы так изменится на следующем альбоме. Действительно, слушая «The Man Who», сложно поверить, что эту пластинку записали те самые молодые парни, что двумя годами раньше выпустили «Good Feeling» — настолько зрело звучала новая работа музыкантов. О том что такой поворот событий оказался совершенно непредвиденным, говорит и разлад в оценках критиков. Журнал Q разгромил альбом в своей передовице, дав ему оценку лишь в два балла из пяти, NME же назвал «The Man Who» «альбомом года». Вдумайтесь: NME, с 50-х годов являющийся ведущим британским музыкальным изданием, известный своим заносчивым и бескомпромиссным, а зачастую откровенно хамским стилем, в 90-х с упоением освещавший скандальные стычки братьев Галлахеров с соперниками из Blur и друг с другом и придающий большое значение таким жизненным ценностям как секс, наркотики и рок-н-ролл, вдруг провозгласил «альбомом года» фактически акустическую пластинку, тихую, меланхоличную и поэтичную. Могло показаться, что музыкальный мир перевернулся. В каком-то смысле так и было. Прошло время, и на Travis посыпались награды от тех же изданий, что поначалу отказались принять их альбом: критики осознали, что эта хрупкая запись относится к самому лучшему, что было издано на их веку.

Travis на обложках NME и Q

Самое смешное в том, что большинство песен на «The Man Who» были написаны задолго до того, как началась работа над «Good Feeling». Доработав эти старые вещи, Travis записали свой классический альбом: очень тонкие и вдумчивые аранжировки, аккуратные ударные, совсем не рокерская электрогитара и прекрасные мелодии — яркие, запоминающиеся и бесподобно красивые. К удалому прошлому отсылает только сингл «Turn», в остальном же альбом записан на стыке фолка с влияниями кантри, американского инди и брит-попа. Кстати, в первой и последней композициях «The Man Who» упоминается слово «wonderwall» — недвусмысленная отсылка к известной песне столь любимых группой Oasis.

Выступление на фестивале Glastonbury, а особенно исполнение хита «Why Does It Always Rain On Me?» (с тех пор без него не обошелся, наверное, ни один концерт Travis) навсегда вписало шотландский коллектив в историю британской музыки. О них говорили все и повсюду — на радио, на телевидении, на улицах. Сейчас в это, возможно, нелегко поверить, но в 1999-м самой большой группой Соединенного Королевства были не Oasis, Blur или The Verve, — а именно Travis.

Признание, которое получил альбом «The Man Who», во многом способствовало благоприятному развитию такого течения как «новые тихие» — именно популярность Travis сделала ровной и прямой дорогу для таких групп как Coldplay, Keane, Starsailor, Turin Brakes и их менее известных коллег. Мир понял, что красота может иметь гораздо большую силу, чем рок-н-ролльный драйв.

«The Invisible Band» (2001)

Во многом именно «The Invisible Band» виноват в том, что Travis спустя какое-то время стали называть «группой для девочек». Шотландский квартет продолжил идти по «тихому» пути и записал альбом, который так и просился в ротацию на радио и ТВ: он был мягким, мелодичным, ровным и содержал безукоризненные хиты в лице песен «Sing», «Side» и «Flowers In The Window». Его было сложно не полюбить, и будет небезосновательным предположить, что втайне он нравился и тем, кто его ругал за чрезмерную «приторность» и «попсовость». Таких, к слову, было немного, но впоследствии обнаружилось, что столь легкое звучание и подкупающая простота наложили не очень хороший отпечаток на имидж группы в глазах критиков и меломанов, предпочитающих слушать «настоящий рок».

Роком на «The Invisible Band» действительно не пахнет. Travis окончательно подтвердили, что не собираются возвращаться к музыке, которую они играли на «Good Feeling». Вместо этого они создали удивительно тонкое звуковое полотно, с чистыми, прозрачными гармониями и филигранными инструментальными партиями. Сейчас, когда те самые синглы «Sing» и «Flowers In The Window» после непрерывного многолетнего исполнения на концертах уже приелись, стала особенно очевидной увеличившаяся с годами пропасть между ними и остальными песнями на этой записи. А ведь именно они — настоящее сокровище «The Invisible Band»: загадочная «Dear Diary» с ее многослойными аранжировками, потрясающе красивая «The Cage», финальная секция пластинки из четырех песен (в особенности дождливая «Last Train» и мечтательная «Afterglow»).

Вместе с продюсером Найджелом Годричем (а он работал с группой и над «The Man Who») Travis создали идеальный поп-альбом, по глубине и поэтичности сравнимый с лучшими работами The Beach Boys. Запись получилась очень целостной — большинство песен перетекают друг в друг без пауз, связанные либо оставшимися на пленке кусочками разговоров в студии, либо «сюжетными» вставками, как, например, звон будильника и зевок Фрэна Хили, с которых начинается «The Humpty Dumpty Love Song». И в какой-то момент может показаться, что среди всех этих звуков вы слышите, как шумят листья на необыкновенном огромном дереве с обложки, или чувствуете дуновение ветра, ворвавшегося в окно, в которое вылетела птичка из «The Cage». Превосходная, очень жизнеутверждающая и романтичная пластинка.

«12 Memories» (2003)

Два года, прошедшие с выхода альбома «The Invisible Band», принесли миру вообще и лично участникам Travis достаточно неприятностей и трагедий. 11 сентября 2001 года произошли теракты в Нью-Йорке. В 2002-м барабанщик Нил Примроуз сломал позвоночник, неудачно нырнув в бассейн после концерта во Франции: жизнь Нила висела на волоске, будущее группы было под угрозой. Весной 2003-го англо-американские войска вторглись в Ирак. В июле того же года Фрэну Хили исполнилось 30 лет. Хаос, в который, как казалось, погружается окружающий мир, смешался для него с личными переживаниями и опасениями за судьбу Travis. В интервью того периода он много ругался и был непривычно груб.

В сентябре вышел новый сингл «Re-Offender»: клип на эту песню вполне мог вызвать шок у давних поклонников группы. В этом ролике Travis, к тому времени создавшие себе образ милых, обаятельных и потешных парней, без конца собачатся, дерутся и готовы, кажется, перегрызть друг другу глотки. Кстати сказать, музыканты Travis хоть никогда и не были профессиональными актерами, но всегда великолепно исполняли роли в собственных клипах. Видео на «Re-Offender» выглядело очень правдоподобным. Образ «мальчиков-одуванчиков» был разрушен: стало ясно, что Travis могут быть злыми.

Новый альбом был назван «12 воспоминаний», по количеству треков: 12 оттенков разочарования, боли, тревоги, неуверенности, страха. Несмотря на нетипичное для группы мрачное настроение альбом был великолепен. Travis поменяли продюсера (теперь с ними работал Чед Блейк), но звучание осталось насыщенным, многогранным и плотным: в некоторых песнях на первый план выходит фортепиано, в «Quicksand» короткий проигрыш исполняет виолончель, горькую «Re-Offender» обрамляют замечательные струнные, в «Somewhere Else» звучит ксилофон. Есть на пластинке и не совсем обычные песни: например, «Paperclips», построенная на диссонансной гитарной партии и в какой-то момент скатывающаяся в какофонию, к которой примешивается скулеж собаки. Или созерцательная «Walking Down The Hill» с текстом, напоминающим японские хокку: ее хрупкая ткань сплетается из небольших элементов — тихого бита, четырех нот пианино, кошачьего урчания, — каждый из которых вносит свой вклад в ее волшебное звучание. Неудивительно, что эти образцы студийной магии никогда не исполнялись «живьем» — воссоздать это на сцене вряд ли возможно.

На «12 Memories» в музыку Travis вернулся рок-н-ролл: один из главных синглов, антивоенная «The Beautiful Occupation», был построен на четком бите и содержал яркое, звонкое соло от Энди Данлопа. Местами, конечно, на пластинке можно услышать что-то наподобие «стены звука» из фидбека разъяренной гитары («How Many Hearts», «Happy To Hang Around»), но в целом Travis записали очень отточенную и сбалансированную пластинку — маленький шедевр, пожалуй, последний в ряду их классических альбомов.

«The Boy With No Name» (2007)

После успеха «12 Memories» Travis взяли паузу и выпустили следующий альбом лишь спустя 4 года. Это время они провели с семьями, обзавелись детьми и вернулись отдохнувшими и посвежевшими. Четвертая пластинка «The Boy With No Name» — это, по сути, «The Invisible Band—2»: те же сладкие мелодии, те же безупречные аранжировки. «Battleships» — это фактически новый «Driftwood», а вместо «Sing» Travis подарили поклонникам концертный гимн «Closer» — песню, под которую хочется взяться за руки, улыбаться и с умилением повторять за Фрэном Хили строчки из припева.

Ирония, звучащая в этих словах, вызвана разве что разительным контрастом с мрачным настроением предыдущего альбома. На самом деле Travis, как всегда, были предельно искренни, и ощущение счастья, доминировавшее на их новой работе, не могло не передаться слушателям. Недаром один из лучших треков на «The Boy With No Name» — «My Eyes», посвященная новорожденному сыну Фрэна Хили.

Фрэн в очередной раз продемонстрировал свой превосходный талант мелодиста, но на этой пластинке рядом с фамилией Хили впервые появились имена соавторов: ими стали басист Дуги Пейн, приложивший руку к песне «Colder», и Энди Данлоп, сочинивший музыку к необыкновенной и по-настоящему интересной «3 Times And You Lose». Эта песня напоминала невеселый вестерн и была единственной преемницей тоскливых переживаний времен «12 Memories». Группа ненадолго обратилась и к рок-музыке: примеры тому — бодрые номера «Selfish Jean» и «Eyes Wide Open». Свое место на «The Boy With No Name», как и на каждом из предыдущих альбомов Travis, нашли и пара оригинальных и ни на что не похожих треков — здесь самым ярким был «Out In Space», по глубине и загадочной атмосфере сравнимый с «Dear Diary».

Итак, вернулись старые, знакомые Travis, которые теперь снова пели о любви и нежности, весело шутили и немного грустили. Это было уже не ново, но по-прежнему прекрасно.

«Ode To J. Smith» (2008)

На этот раз Travis решили вообще не делать перерыва и приступили к записи нового альбома сразу после тура в поддержку «The Boy With No Name». Пластинку планировалось сделать более рок-н-ролльной, звучание должно было быть неприлизанным, жестким и сырым. Это наводило на мысли о «Good Feeling», но на деле все вышло не совсем так: альбом получился более энергичным и заводным, чем его предшественник, но вместе с тем звучал слишком взросло, чтобы его можно было сравнивать с дебютной работой Travis.

«Ode To J. Smith» задумывался как концептуальная работа сродни книге из 12 глав, посвящение простому обывателю или, если угодно, «маленькому человеку». Однако простой слушатель вряд ли понял бы это, не зная подробностей заранее. Пластинка была неплохой, однако срабатывала лишь частично. Оригинальная серьезная песня «Chinese Blues» была отличным вступлением, за ней в связке следовали три классных громких гитарных трека, а вот середина альбома провисала: сейчас уже непросто вспомнить, на что были похожи песни «Broken Mirror» или «Quite Free». В конце располагался мелодичный среднетемповый номер «Friends» и великолепная «Song To Self», словно отколовшаяся от рок-секции в начале программы. Заканчивался альбом очень простой, но буквально ошеломляющей песней «Before You Were Young». Надо сказать, что на «Ode To J. Smith» в песнях Travis появилась какая-то новая неуловимая эмоциональная составляющая, какое-то щемящее чувство; в «Before You Were Young» оно раскрывается полностью и становится невыносимо пронзительным.

«Ode To J. Smith» был очень благосклонно встречен как критиками, так и поклонниками Travis, группа с явным удовольствием гастролировала и исполняла новые песни вживую. Но тем временем их место на большой сцене заняли Coldplay и Keane: новички, несколько лет назад выступавшие у шотландцев на разогреве, теперь собирали многотысячные стадионы, Travis же, наоборот, все больше выступали в клубах. Расстановка сил изменилась.

Fran Healy «Wreckorder» (2010)

После гастролей в поддержку «Ode To J. Smith» Фрэн Хили не захотел останавливаться и, прихватив с собой Энди Данлопа, отправился с ним в акустический тур по городам и весям США, в рамках которого музыканты в хронологическом порядке исполняли песни из бэк-каталога Travis, сопровождая их показом слайдов и искрометными историями из жизни. Вернувшись из американского турне, Фрэн совершенно неожиданно записал сольный альбом «Wreckorder», что в буквальном смысле нарушило покой поклонников Travis (название «Wreckorder» — это игра слов: отсылка к «магнитофону» — «recorder» — и одновременно с этим производное от «wreck the order» — «разрушить порядок»). Ведь далеко не редки случаи, когда музыкальная деятельность группы заканчивается с началом сольной карьеры одного из ее ключевых участников.

В музыкальном плане «Wreckorder» звучал как Travis, только без трех остальных музыкантов, — что было, в принципе, предсказуемо. Альбом получился полуакустическим, к богатству аранжировок Хили явно не стремился — очевидно, что его больше вдохновлял пример американских авторов-исполнителей, подчеркнутая простота музыки которых не наносила ущерба ее глубине. Это подтверждает и тот факт, что на сольных концертах того времени Фрэн выступал с одной лишь гитарой; не гнушался он и забавы ради периодически играть на улицах городов, в которых по вечерам он давал концерты. В записи пластинки поучаствовало и несколько приглашенных гостей — от Неко Кейс до сэра Пола Маккартни. Самым «родным» гостем был гитарист Travis Энди Данлоп, написавший замечательную гитарную партию для песни «Holiday». Наиболее оригинальным треком на «Wreckorder» была «Shadow Boxing» — ее призрачная, блуждающая фортепианная линия даже отдаленно напоминала творчество Тома Йорка.

«Wreckorder» был неплохой работой, но было понятно, что пластинка была рассчитана в первую очередь на фанатов Travis, а не на покорение новых горизонтов. Иными словами, хороший альбом, записанный «для себя».

«Where You Stand» (2013)

Прошло два года после выхода «Wreckorder», и поклонники Travis получили радостное известие: группа воссоединилась и работает над новой пластинкой. Несмотря на энтузиазм, с которым Travis вели «прямой репортаж» из своей студии на норвежском острове, и их полные воодушевления комментарии по поводу собственного нового альбома «Where You Stand» стал большим событием только для давних ценителей группы. Пластинка оказалась очень ровной и сдержанной, кажется, что многие песни на ней так и не раскрылись. Сложно отделаться от ощущения, что Фрэн Хили уже не может положиться на свой голос (проблемы с вокалом у него стали возникать еще при записи «The Boy With No Name»), поэтому предпочитает лишний раз не рисковать и не усложнять мелодии. Ведь каждый раз нырять в ледяное море, чтобы взять нужные ноты, как он делал при записи «Moving», — не выход...

Альбом спасают по-настоящему великолепные песни, такие как «A Different Room» и «Boxes». В них слышится самое лучшее, что было на прошлых работах Travis, а также что-то совершенно новое, доказывающее, что группа вовсе не растеряла таланта, а, скорее всего, просто пошла в другом, более актуальном для себя направлении.

Карьера Travis сейчас на интересной стадии: поворотным моментом ее точно не назовешь, но, как и многим другим группам, вернувшимся после более-менее заметного отсутствия, им свойственна некая неуверенность. Недаром их гастроли в поддержку нового альбома напоминают скорее «Greatest Hits»-тур: то, что на 22 песни в нынешней концертной программе приходится в среднем лишь 5 треков с «Where You Stand», кажется странным. Однако то, что Travis находятся в отличной творческой форме, несомненно, радует, и хочется верить, что их желание экспериментировать с собственным звучанием — хороший знак.

Travis

Павел Зюлько, 27.11.2013

Поделитесь ссылкой на эту статью